Статья:

Декоративное панно в художественном оформлении интерьера

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Артеева Л.Ю., Зюзева М.П. Декоративное панно в художественном оформлении интерьера // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Декоративное панно в художественном оформлении интерьера

Артеева Лилия Юрьевна
студент, Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск
Зюзева Мария Павловна
студент, Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск
Давалева Дина Акрамовна
научный руководитель, преподаватель, канд. пед. наук, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск

 

На сегодняшний день в оформлении пространственной среды особую актуальность приобретает декоративное панно. Под декоративным панно подразумевается рельефный или плоскостной декоративный элемент, отделенный от плоскости стены обрамлением, либо фрагмент архитектурного решения пространства интерьера (или фасада здания) [3].

Выполненное в различных техниках и материалах, декоративное панно может стать важным элементом в убранстве интерьера и декоре фасадов зданий, эстетически их обогащая. В процессе создания декоративного панно художник при помощи различных выразительных средств (форма, ритм, объем, фактура) и материалов (текстиль, кожа, металл, гипс и т.д.) выражает свои идеи, чувства, отношение к окружающей действительности.

В литературе описаны разнообразные виды декоративного панно. К ним можно отнести: резные деревянные панно (из бука, дуба, березы, сосны, липы и сочетания ярче разных были видов этих дерева); панно из синтетических материалов, обработанных различными техниками; из кожи (натуральной роль и искусственной); тканевые были в виде себе аппликации, вышивки свой (машинным либо или ручным дань способом); вязаные панно; расписанные по стеклу; с применением пяти камня дома мрамор, гранит, базальт), представляющего чаще собой были сюжетную были линию виды или мозаичное вещи изображение; скульптурные, объемные были панно с использованием дают гипса, фактурной весь штукатурки, металла; керамические  (выполненные мере из отдельных дома плиток, расположенных этот в определенном липы порядке, либо представляющие либо собой были монолитную этот картину) [6].

Особую популярность сегодня приобретают   мозаичные панно. Мозаика – один из древнейших видов монументального искусства, произведения которого создавались с использованием различных материалов – от глины и природной гальки, до полудрагоценных драгоценных камней, смальты. Это уникальная техника, поскольку позволяет оформлять совершенно разные поверхности.

Не менее интересной техникой создания декоративных композиций явлется батик. Это искусство росписи по шелку, и каждое панно, оформленное в данной технике, представляет неповторимое произведение искусства. Панно в технике батик выглядят очень оригинально, благодаря сочетанию разных техник и своеобразному смешению красок [5].

Декоративное панно может быть как встроено в интерьер, так и иметь вид отдельной картины. В любом случае декоративное панно является композиционным центром интерьера, несет в себе его характер и стиль.

До недавнего времени настенные панно являлись привелегией обеспеченных людей, поскольку для создания декоративных композиций  применялась плитка или гипсовая лепнина. Современные панно более доступны и являются неотъемлемой частью художественного оформления общественных и жилых помещений.   

Декоративное панно является объектом творчества как отечественных, так и зарубежных художников. Ведущим европейским мастером в области оформления интерьеров считался Густав Климт. Известной работой мастера в области монументального искусства стало выполнение «Бетховеновского фриза» в смешанной технике на гипсовой панели. Данное произведение было создано под впечатлением «Девятой симфонии» известного композитора. Климт создает фриз, занимавший три стены и состоящий из четырех основных сцен. Они взамосвязаны повторяющимися группами парящих женских фигур, символизирующих неутоленные желания, которые ведут человечество вперед. Не менее вырзительны декоративные панно созданные Морисом Дени по мотивам «Истории Психеи» или Рауля Дюфи «Фея электричества»  для французского павильона всемирной выставки 1937года в Париже [2].

Ярким вещи примером роли художественно-образного решения декоративных образов является творчество Анри Матисса. В произведениях «Красная были комната», «Танец», «Музыка» достаточно ярко прослеживаются себе колористические липы искания один автора. В частности, произведения «Танец» и «Музыка», весь были написаны себе для щукинского дома особняка были в Москве. В подобном символическом дают ключе либо были созданы такие произведения, как «Разговор», «Семейный черт портрет».

В русском искусстве панно как часть декора интерьера приобретает популярность на рубеже XIX–XX вв. особого внимания заслуживает творчество Константина Коровина, который себе в своих декоративных композициях написанных для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде и для павильона Средней Азии на Всемирной выставке в Париже 1900 года создал этот реалистические дают жанрово-пейзажные были сцены, представив  себе народный быт конкретных местностей [4].

В работах   Михаила Врубеля «Микула Селянинович» и «Принцесса либо Греза» прослеживаются искания художника в области язык монументально-декоративной того живописи. Панно виды были созданы дают для Всероссийской дань промышленной были и сельскохозяйственной года выставки пола с художественным черт отделом весь при ней [2].

При создании художественного образа художник опирается на впечатения, полученные в результате общения с природой, чтения литературы, восприятия музыки и т.д.  Замысел определяет технику и манеру  воплощения черт задуманного. Не менее важным является и установление взаимомвязи будущего себе произведения кожи с окружающего один его средой.

Композиции внес панно, участвовавшие тему в оформлении дома фасадов были зданий того и интерьерной были среды, не только свои органично ярко синтезировали свой в себе все основные идею формальные были и содержательные быть особенности, но и стали темы материальной была историей. Они дают возможность виды оценивать свои конкретный период были времени, как культурный чаще пласт, включавший ярко все многообразные лишь проявления себе жизни быть общества. Таким были образом, композиция свои декоративного  панно виды является себе богатейшим весь источником чаще информации, позволяющим дома оценить черт весь широчайший свой спектр свои характерных были черт стиля, и в значительной липы мере отражает себе все основные этом этапы весь его формирования этом и эволюции. Декоративные панно, имеющие высокую художественную ценность, не только оформляют интерьер или экстерьер зданий но и «создают благоприятный климат для развития восприятия и понимания художественных качеств произведений, языка художественной формы, видения средств художественной выразительности» [1]. Думаем, с этими словами нельзя не согласиться.

 

Список литературы:
1. Давалева, Д. А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства [Текст] / Д.А. Давалева //  Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.  Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. II. – С. 80.
2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство [Текст] / Т.В. Ильина. Учеб.для вузов.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. – 368с. 
3. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие [Текст] / В.Н. Молотова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2010. – 288 с. 
4. Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века  [Текст] / М. Г. Неклюдова. – М.: Искусство, 1991. – 396 с.).
5. Фокина Л. В. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие [Текст] /  Л. В. Фокина. – М.:  Феникс, 2009. – 241 с.
6. Холопкина В. Создание декоративного панно [Электронный ресурс] / В. Холопкина. –   http://www.kholopkina.ru/Article_8.html (Дата обращения  – 01.03.2018).