ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КРУГОВ НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК САРАТОВА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Искусствоведение
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КРУГОВ НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК САРАТОВА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
На рубеже XIX и XX вв. в Саратове появились новые жилые поселки-слободки у гвоздильно-проволочного и Волжского сталелитейного заводов. Город расширялся в сторону гор. Городская застройка прошла вверх по склону Соколовой горы и по краю левой кромки Глебучева оврага.
Идеологически царящий в середине ХIХ в. лаконичный и строгий в своих пропорциях классицизм в последней четверти столетия уступает место эклектике. Образцовые проекты, бывшие обязательными для застройки, теряют свое значение. На рубеже ХIХ–ХХ веков на первый план выходят вкусовые пристрастия заказчиков, которые хотят, чтобы их особняки и производства выделялись из общей застройки города [3, 25].
Главными заказчиками в этот период становятся купцы – крупные промышленники. На смену единообразию и строгости форм приходит многообразие и разнообразие использовавшее богатство декоративных приемов. В ряду произведений архитектуры Саратова рубежа ХIХ-ХХ веков нельзя выделить какое-либо ведущее стилистическое направление. Одним из факторов, повлиявшим на присутствие множества стилей вместо одного главенствующего в саратовской архитектуре рассматриваемого периода, стала социальная особенность Саратова.
Купеческое сословие Саратова представляли люди разных национальностей и вероисповеданий. Многочисленны среди купцов города были представители старообрядческой общины. Занимались они исключительно традиционными, основательными промыслами: рыбным и дровяным делом. «Модными» же течениями и направлениями в предпринимательстве занимались по большей части представители немецкой национальности. Это были разного рода механические производства, фармацевтические, а также содержание модных магазинов, лавок, «номеров» и синематографов.
Важной статьей дохода саратовского купечества была мукомольная промышленность. В связи с этим количество товарных мельниц росло с каждым годом. Постройка каждой крупной мельницы широко освещалась в центральной и местной прессе и была крупным событием в жизни города. Мукомолы строили себе «мельницы-дворцы». Свободу в этом давали Строительные уставы царской России (1857, 1900 гг.). В них отмечалось, что «строения заводские и фабричные не подлежат никаким правилам относительно фасадов, высоты крыш и других архитектурных наружных правильностей; ибо наружный вид сих строений должен соответствовать внутреннему расположению, приспособляемому к потребности здания» [8, 95]. Мукомолы возводили кирпичные здания в 5-6 этажей, использовали башни, богатую пластику фасадов. Большинство из них было построено в стиле эклектики. Самыми значимыми в их ряду можно назвать мельницу Н.В. Скворцова (ул. Астраханская) чьим архитектором был С.И. Тихомиров, и мельницу № 1 торгового дома Братьев Шмидт (ул. Новоузенская), где архитектором был А.М. Салько. Здания крупных мельниц украсили Саратов и придали ему своеобразие.
Внимания заслуживают паровые мельницы Шмидта (большая и малая) расположены в самом центре города. Архитектор А. М. Салько обратился к стилю готики и псевдоготики, чтобы сохранить традиционные элементы немецкой культуры. Отличающееся от многих других, здание колбасной фабрики Кизнера и Глока выделяется талантливостью архитектуры и яркостью образа. Построенная в конце XIX в. в Глебучевом овраге на современной улице Челюскинцев, она является ярчайшим примером немецкой промышленной ретроспективной готики. Корпуса табачной фабрики Штаффа (ул. Рабочая), построенной в 1828 г., сохранились в отличном состоянии до наших дней.
Одной из главных улица в Саратове конца XIX – начала XX вв. была Немецкая. На ней помещались все главные магазины города. Размер домов не превышал трех этажей. Именно поэтому так выделялся внешне большой семиэтажный мукомольный завод Рейнеке у Триумфальных ворот рядом с берегом Волги. По соседству с заводом Рейнеке было построено еще несколько таких же мукомольных заводов. Вместе с этими масштабами строительства из общегородского пейзажа выделялся вновь выстроенный городской элеватор у товарной станции [1, 257]. Вниз по Волге весь берег был занят мельничными постройками. За ними располагались цеха и сооружения Рязано-Уральской железной дороги.
Окрестности города были слабо застроены. Географически они представляли из себя горы и овраги. О городском влиянии напоминали лишь фильтры городского водоснабжения. Здесь же, в Затоне, находился большой завод Чирихиной [5, 27]. Жители города, прохаживаясь по городу, часто останавливали свои восхищенные взоры на причудливых узорах литых чугунных решетках балконов дореволюционных домов. На фасадах зданий можно было заметить отлитую гроздь винограда, молодые побеги с большими листьями. Присутствовали орнаменты на мотив Древней Руси. Изображения богатырской кольчуги, девичьего кокошника, цветы и животные украшали купеческие дома в центре города. Все это было сделано на заводе А.В. Чирихиной [2, 88].
Она смогла привести в порядок производство и нанять профессиональных мастеров-литейщиков. Чирихинское литье стало вскоре визитной карточкой Саратова. Каждый крупный домовладелец почитал за честь украсить фасад литой балконной решеткой, чугунными колоннами, навесами, козырьками и карнизами. С этого момента А.В. Чирихина стала более знаменита как промышленница, чем как благотворительница [2, 89].
Здание биржевого комитета Саратова (ул. Московская, ул. Радищева), центра представительства промышленников, было построено при председательстве биржевого комитета Павлом Кокуевым. П. Кокуев - богатый купец, бывший откупщик, умный и отличавшийся высоким культурным уровнем. Современники отвечали его волевой нрав [7, 76] . Кокуев энергично взялся за сбор средств на строительство здания биржи. Место было выбрано в центре города на Театральной площади на пересечении Никольской и Московской улиц [4, 90]. Проектировщиком был назначен талантливый архитектор Ф. Шустер. Само двухэтажное здание было выстроено к сентябрю 1890 г. Позднее, в 1904 г. А.М. Салько значительно реконструировал здание и увеличил количество помещений для биржевых операций за счет новых пристроек.
Здание Коммерческого собрания (ул. Соборная) в 1861 г. представляло из себя двухэтажный дом, построенный купцом Тюльпиным. В 1909 г. был надстроен третий этаж. В 1914 г. саратовский архитектор М.Г. Зацепин изменил фасад, оформил интерьеры здания, в котором еще полнее выразилась гибкость неоклассики. Плоский, изящно пропорционированный, графичный фасад привлекал внимание вовнутрь здания. Основной движущей силой в собрании были купцы первой гильдии: Шмидты и Борели, Шумилин и Бендер. Помимо всяческого рода светского времяпрепровождения торгово-промышленные представители демонстрировали друг другу передовые технические новинки для улучшения жизни в городе. Так, в 1885 г. в собрании было продемонстрирован первый опыт по электрификации городских улиц. Позже, здесь появились первый нефтяной двигатель и телефон.
Помещение главной конторы «Торгового дома Э. И. Борель» (ул. Горького, ул. Киселева) – это вначале небольшой двухэтажный дом. Он был построен в 1874 г. на пересечении Александровской и Царицынской улиц в самом центре города. Купив место и дом, Э.И. Борель полностью отремонтировал здание. Был надстроен третий этаж и реконструирован фасад здания. Стилистика здания представляла из себя ретроспективный классицизм с использованием приемов и мотивов архитектуры модерна. Надстроенный третий этаж с чугунным балконом подчеркивал симметричность фасада, украшенного фронтоном с лепниной и облицованного керамической плиткой четырех оттенков по цвету и трех типоразмеров. Над первым этажом появился ярко выраженный поясок с накладными буквами в одну строку «Торговый дом Эммануил Иванович Борель». Окна стали богато орнаментированными. Их украсили наличники, сандрики и маскароны. Ограда балконов была отделана коваными и литыми декоративными и конструктивными элементами. На крыше было установлено металлическое ограждение [6, 152].
Промышленное развитие города привело не только к формированию облика города как промышленного центра, но и к развитию городской архитектуры. Развитие промышленности привело к улучшению городского пространства. В городе новый XX в. потребовал начать строительство зданий торговых представительств, биржевого комитета и торговых домов по последним веяниям архитектурной моды.