Статья:

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Г. БОБРОВА «ЭПОХА МЁРТВОРОЖДЁННЫХ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Крикуненко Д.А. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Г. БОБРОВА «ЭПОХА МЁРТВОРОЖДЁННЫХ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 35(302). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/302/154204 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Г. БОБРОВА «ЭПОХА МЁРТВОРОЖДЁННЫХ»

Крикуненко Дарина Александровна
студент, ФГБОУ ВО Луганский государственный педагогический университет, РФ, г. Луганск
Аулов Анатолий Михайлович
научный руководитель, ФГБОУ ВО Луганский государственный педагогический университет, РФ, г. Луганск

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные жанрово-стилевые особенности романа современного луганского писателя и журналиста Г. Боброва «Эпоха мёртворождённых», а также перспектива изучения перехода реалистической литературы в сферу антиутопии.

 

Ключевые слова: роман, антиутопия, жанр, стиль.

 

В эпоху, существенные особенности которой обусловлены попыткой конкретной реализации вымышленного утопического миропорядка, грань между реальностью и антиутопией в произведениях становится все более зыбкой и пластичной. Реальное и антиутопическое переплетаются в ткани произведения, и этот синтез становится неотъемлемой чертой современных антиутопий. Немаловажной особенностью любого произведения антиутопического жанра является способность писателя к прогнозированию. Автор антиутопии пытается косвенно влиять на будущее, моделируя нежелательные варианты развития социума и человека в нем. Одним из ярких примеров пророческой антиутопии стал роман «Эпоха мертворожденных» луганского писателя и журналиста Глеба Боброва. Свой авторский путь он начал в далеком 1992 году, когда увлекся написанием рассказов на основе своих армейских воспоминаний. С того времени им были написаны авторские циклы «Гости из прошлого» (2005), «Афганский цикл» (1998), романы «Тарас Шевченко – крестный отец украинского национализма» (2005), «Солдатская сага» (2007), «Украина в огне» (2008) и «Эпоха мертворожденных» (2008). Фантастический роман «Эпоха мертворожденных», вышедший в 2008 году, имел успех у читателей, а впоследствии был назван пророческим. Автор в предисловии написал: «Панове! Властью данной мне Господом – способностью творить – я свою часть общей работы сделал: смоделировал крайний сценарий развития событий. Это вам ходули, стремянка – дабы вы смогли заглянуть в открывающуюся бездну грядущего. Теперь ваш черед – сделайте так, чтобы описанное будущее не стало реальностью. Praemonitus, praemunitus». Роман «Эпоха мертворожденных» высвечивает наиболее проблемные участки действительности и опасные общественные тенденции, сложившиеся на территории современного Донбасса. Следовательно, антиутопия становится ответом-реакцией на эти процессы и, одновременно предсказывает то, как подобные тенденции могут развиваться в будущем, т. е. прописывают определенный сценарий. Сюжет и композиция исследуемого романа служат раскрытию основной идеи – показать реальную угрозу, страшные события, к которым может привести государство националистический режим. Мы рассмотрели роман, опираясь на жанрообразующие признаки антиутопии. Произведение имеет множество отличий от классических антиутопических романов Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли, Евгения Замятина, среди которых можно выделить реальность и открытость художественного хронотопа, и отсутствие опосредованного контроля за жизнью героев, свободу их действий, неиспользование прямой характеристики тоталитарной власти в государстве.

По нашему мнению, этот художественный текст сочетает в себе черты фантастической, альтернативно-исторической и батальной прозы. Изначально задуманный автором как роман-предупреждение, со временем он превратился в роман-пророчество, тем самым открывая новые перспективы изучения жанра антиутопии, который в современной литературе переходит из области фантастики в сферу реалистической литературы. В произведении помимо художественной прослеживаются черты документальной прозы, такие как переосмысление исторических событий, опора на факты и сведение вымысла к минимуму, что способствует созданию максимально достоверных художественных образов.

Анализ стилевых особенностей романа Г.Боброва «Эпоха мертворожденных» показал, что средства выразительности языка, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др., а также символы оказывают влияние на раскрытие идейно-смыслового содержания произведения. Они усиливают принцип контраста, организующий произведение и способствуют углублению реализма. Особенности речи персонажей, такие как стилистически сниженные высказывания, диалектизмы, жаргонизмы, указывают на то, что это люди из народа, ставшие на защиту своей земли, и их речь не может подчиняться литературной норме. Пространственно-временное единство романа имеет свои особенности. Хронотоп в романе Г. Боброва абстрактен, художественное пространство реально, а время – не определено. Большое значение имеют воспоминания главного персонажа, на которых строится повествование.

Таким образом, одним из средств, при котором фантастический, по своей природе, текст превращается в реалистический, является поэтика романа «Эпоха мертворождённых» Глеба Боброва. Перспектива изучения этого произведения заключается в возможности изучить процесс перехода литературы из сферы вымысла в литературу пророческую, реальную, находясь, при этом, в центре событий, так отчетливо изображенных автором. Благодаря этому становится возможным обозначить и охарактеризовать новые пути развития жанра антиутопии.

 

Список литературы:
1. Бобров Г. Эпоха мертворождённых / Г. Бобров. – М.: Эксмо. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/MEMUARY/ AFGAN/BOBROW_G/epoha.txt. 
2. Любимова, А. Ф. Жанр производственного романа-антиутопии / А. Ф. Любимова // Мировая литература в контексте культуры. – 2007. – № 2. – С. 92-96.
3. Филиппов Д. Дети Деркулова // Литературная Россия. – 28.11.2014. - No 48.