СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ ЛЮБВИ В СБОРНИКЕ И.БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» И ПОВЕСТИ А.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ ЛЮБВИ В СБОРНИКЕ И.БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» И ПОВЕСТИ А.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
Аннотация. В статье рассматривается сопоставление темы любви в творчестве двух выдающихся прозаиков ХХ века, которое позволяет выявить как общие черты, так и уникальные особенности их подходов к этому важному аспекту человеческой жизни.
Ключевые слова: любовь, трагизм, грусть, антитеза, образы.
В русской классической литературе тема любви всегда занимала одно из центральных мест. На фоне целомудренных произведений русских писателей бунинское изображение этого чувства выглядит смело и откровенно. Оба писателя по-своему, в рамках своего мировосприятия трактуют идеальную любовь, отличен и стиль изображаемого: если у И.Бунина «…много значит метафора, неожиданное уподобление», то А.Куприн «накапливает множество бытовых черточек, необходимых в той… величавой картине повседневности, какая складывается в результате»
Русская литература IXX века – это, на мой взгляд, прежде всего литература «первой любви». По И.Бунину, любовь – это соединение духа и плоти. Писатель считает, что, не познав плоти, нельзя постигнуть дух. Любовь – земная радость, неимоверное влечение одного человека к другому. Все, что связано с этим чувством, у И.Бунина чисто и искренне, овеяно тайной и даже святостью.
В произведениях этого автора есть много моментов, связанных с описанием физической близости, физиологии, тела. Но при этом писателю удается сохранить ощущение прекрасного, божественного, святого. Такие мгновения Бунин описывает в духе эротизма эпохи Возрождения. Он считает, что человеческая мораль во многом условна, она не способна оценить и защитить истинные чувства, которые проявляются и на уровне духа, и на уровне тела.
Персонажи бунинских рассказов, вошедших в «Темные аллеи», внешне разнообразны, но все они – люди единой судьбы. Студенты, писатели, художники, армейские офицеры – все они одиноки. Их не интересует внешняя жизнь, они сосредоточены на внутреннем. Не во внешних обстоятельствах смысл жизни этих людей: все они объединены внутренней опустошенностью, отсутствием смысла, «цены» жизни.
Герои ищут этот смысл в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет, хотя внешне эти герои весьма благополучны.
«Темные аллеи» И.Бунина отличаются лиризмом и субъективным видением мира. Сюжет рассказов этого сборника обычно прост, несложен. Часто в развитие действия вклиниваются воспоминания героев о прошлом, которые имеют очень большое значение для понимания персонажей и рассказов в целом.
Рассказы писателя философичны. Он видит любовь в каком-то особом, бытийном, свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлеченным понятием, а наоборот, реальным чувством, общим для всех.
«Темные аллеи» – произведение многоликое, разноплановое. И.Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы «от нечего делать», животные проявления страсти. В свойственной ему манере И.Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых приземленных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний.
Образ женщины – вот та притягательная сила, которая постоянно влечет И.Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе - свой. Простая девушка из деревни в рассказе «Таня» так же прекрасна, как яркая испанка из «Камарги». Обращается писатель и к судьбам падших женщин, они для него не менее интересны, чем дамы, соблюдающие приличия. Любовь уравнивает всех. Проститутки не вызывают отвращения, и наоборот, поведение некоторых женщин из «приличных» семей приводит в недоумение. Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства.
Мужские образы в рассказах И.Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определенны. Это и не важно. Гораздо нужнее для писателя разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какие у него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, поскольку любовь – это чувство двоих.
И.Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака.
Любовь – заветная тема и для А. Куприна. Любовью величественной и всепроникающей, вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи». Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие дарования, проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце со страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому искусству.
Писатель выражал свои переживания в произведениях. Практически все творчество автора можно назвать автобиографичными. А всё потому, что с детства он был впечатлительным человеком. Через каждое событие своей жизни А. Куприн заставлял пройти своих героев.
О любви А. Куприн размышляет сам, заставляет думать о ней и говорить своих героев. О ней пишет в лирических и патетических тонах, нежных и исступленных, гневных и благословляющих. И все-таки чаще всего любовь в произведениях А. Куприна «сильная, как смерть», «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования.
Повесть «Гранатовый браслет» (1911) подхватывает тему «Суламифи», вновь возвращаясь к прославлению великой и вечной духовной ценности человека – любви. Однако в новом произведении на положении простого и безродного персонажа оказывается мужчина, роль знатного и титулованного героя достается женщине. Те же социальные преграды, перегородки сословного неравенства, которые были изначально – решительно – преодолены любящими в «Суламифи», ныне, когда автор перенес события в современную действительность, выросли между героями громадной стеной. Разность социального статуса и замужество княгини Шеиной сделали любовь Желткова неразделенной, безответной. На долю любящего выпадает «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность», как он сам признается в своем письме.
В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: «Да святится имя Твое». В «Гранатовом браслете» есть слова о том, что «любовь должна быть трагедией» кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.
Чтобы понять отношение к любви А.Куприна, достаточно понять, была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном произведении писателя «Гранатовый браслет». В основу положено реальное событие - любовь телеграфиста П.П. Желтого к жене важного чиновника, члена Государственного Совета – Любимова. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна, - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. Под пером писателя этот случай превратился в историю высоконравственного человека, которого возвысила и погубила любовь. Погубила – да, но была ли несчастной эта любовь для Желткова? Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Умирал Желтков без боли и разочарования, но с ощущением того, что эта любовь все-таки была в его жизни, и это успокаивало его.
Многие скажут: «Если эта любовь принесла столько счастья Желткову, почему он покончил собой? Почему не захотел жить дальше и наслаждаться своим чувством?» Всё потому, что высокая, благородная любовь всегда трагична у А. Куприна. Самого Желткова можно назвать «благородным рыцарем на маленьком посту». Ведь он не стал досаждать Вере Николаевне своими письмами, не стал преследовать её, но уступил ей счастье с другим человеком. Но этим поступком Желтков пробудил увядшие чувства в душах супругов Шеиных, особенно Веры Николаевны, потому что именно её «жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь».
А.Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шеиным и братом Веры, Тугановским, Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.
Психологическая кульминация рассказа – прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» – поворотный момент в ее внутреннем состоянии. На лице усопшего она прочла «глубокую важность», «блаженную и безмятежную» улыбку, «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем, – такого никогда не испытывала сама Вера. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Любовь в произведениях А.Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такое чувство, которую мечтает однажды обрести каждый. Во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.
В своем произведении писатель рассказывает читателю о любви нежной и пламенной, преданной и прекрасной, высокой и трагической, «которая, по словам писателя, одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти». Такая любовь возвышает человека над всеми смертными. Делает его подобным Богу. Она превращается в поэзию, музыку, Вечность.
Можно даже сказать, что в произведениях И. Бунина и А. Куприна «любовь» предстаёт необычайно сложным и многогранным явлением: тема любви занимает в творчестве писателей ключевое, основополагающее место. Бунинская «любовь» отличается силой предопределения человеческого поведения и поступков, двойственностью и неоднозначностью, таинственностью. В произведениях этого русского классика «любовь» нередко предстаёт в виде дьявольского искушения, наваждения, горько-сладкого плода познания; она глубока, порой трагична и несчастна, но при этом – всеподчиняюща и бессмертна.
И.А. Бунин и А.И. Куприн занимают особое место в истории русской литературы и развитии классического (уходящими корнями в век XIX-ый) реализма. Обоих писателей интересовали разнообразные темы, но одной из главных была тема любви мужчины к женщине.
Произведения же А. Куприна пронизаны свойственной автору любовью к естественным людям. Несмотря на то, что чаще всего это чувство для автора трагично, оно является для героев величайшим счастьем. Они понимают друг друга на эмоциональном уровне, биофизическом. У А. Куприна это потрясающее чувство, зачастую грустное даже печальное, изъедаемое болью и несчастьем от разлуки с возлюбленной (возлюбленным).
Самое главное, что сближает трактовку любви И. Буниным и А. Куприным, – это чувство будит в человеке душу, возвышает его, заставляет по-иному взглянуть на мир.
Оба писателя понимают, что понятия «любовь» и «благополучие» несовместимы. Оба, используя антитезу, вовлекают читателя в полемику о сути облагораживающего чувства.
Однако у Бунина идея любви отличается большим трагизмом, и в конечном итоге приносит боль.
У Куприна концепция любви более оптимистичная, она радость, праздник души. Способность и возможность ее испытать – уже счастье.