СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В условиях современной рыночной экономики малое предпринимательство играет весьма важную роль, т.к. благодаря ему формируется действительно конкурентная среда, предотвращается проявление монополии. Субъекты малого предпринимательства зачастую осуществляют те виды деятельности, которые являются социально значимыми, но в силу различных причин нерентабельны или непривлекательны для крупных предприятий. Наряду с этим, малому предпринимательству отводится достаточно важная роль в решении многих задач, стоящих перед обществом, т.к. оно обеспечивает рабочими местами активное трудоспособное население. Благодаря малому предпринимательству работающему по заказу средних и крупных предприятий, взаимосвязаны различные секторы экономики. Малый бизнес, как утверждает Ю.С. Поляков, это своеобразный гарант существования рыночной экономики, конституирующим признаком которой выступает конкуренция [6; с. 9].
Конституционные основы правого положения малого предпринимательства и его деятельности предусмотрены в Конституции РФ [1], в которой закреплено, что каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); гарантируются право на объединение (ст. 30) и неприкосновенность частной собственности (ст. 35); запрещается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74) и т.д.
В мировой практике в настоящее время можно выделить три основных подхода (метода), с применением которых определяются субъекты малого предпринимательства. В рамках статистического метода используются следующие выраженные в абсолютных величинах количественные показатели: выручка; балансовая стоимость активов; среднесписочная численность работников и т.д. К достоинствам данного метода относятся отсутствие субъективизма со стороны представителей органов власти; простота и единообразие используемых критериев. Его недостаток обусловлен сложным механизмом определения точного размера количественных показателей, т.к. нередко отсутствуют соответствующие методики расчетов и достоверная информация о малом предпринимательстве. Российский законодатель использует данный метод, определяя субъектов малого предпринимательства посредством именно количественных критериев.
Качественный метод основывается на использовании разрабатываемых на доктринальном уровне сущностных признаков малого предпринимательства (относительно небольшие масштабы производства; определяющая роль руководителя; низкий уровень капитализации; ограниченность материальных ресурсов; сильная зависимость от изменений рыночной конъюнктуры и т.д.) и в чистом виде не используется.
В рамках комбинированного метода сочетаются элементы количественного и качественного подходов к определению малого предпринимательства. Отдельными авторами предлагается выделять в рамках статистического критерия т.н. политический критерий, с помощью которого определяется группа предприятий как объекта специальной господдержки [10; с. 194]. В ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3], закрепляющей перечень субъектов малого предпринимательства, которым не может быть оказана поддержка, предусмотрен подобный прием.
В Конституции РФ не предусмотрены такие понятия, как «малое предпринимательство», «организация (юридическое лицо)», однако используются термины «общественное объединение» (ч. 4, ч. 5 ст. 13), «религиозные объединения» (ч. 2 ст. 14). «учреждение» и «предприятие» (ч. 2, ч. 3 ст. 43). В ГК РФ [2] также не упоминаются малые предприятия, хотя классификация юридических лиц на виды осуществляется в зависимости от различных критериев (цель деятельности; права учредителей в отношении юридического лица и его имущества и т.д.). Некоторые авторы в свое время предлагали дополнить ГК РФ такой организационно-правовой формой юридического лица, как малое предприятие [5; с. 37].
Основу правового статуса малого предприятия определяет совокупность присущих ему общих и специальных признаков. Первые представляют собой выработанные в науке гражданского права характеризующие сущность юридического лица признаки (организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в обороте и суде от собственного имени и т.д.). Специальные признаки малого предприятия закреплены в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и установлены в отношении структуры уставного капитала юридического лица; среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; размера дохода.
Установление требований и ограничений к структуре уставного капитала малых предприятий – юридических лиц имеет целью предупреждение придания такого статуса дочерним или зависимым организациям. Л.Т. Ибадова отмечает, что действительно конкурентная среда не может быть создана при стимулировании и поддержке предприятий, формально отвечающих признакам малых, однако находящихся под контролем предприятий-монополистов [9; с. 9]. Встречаются предложения и об упразднении данного критерия [8; с. 12].
Среднесписочная численность работников малого предприятия за предшествующий календарный год должна быть до 100 человек, а микропредприятия как самостоятельной категории – до 15 человек. В связи с тем, что правовой статус микропредприятий надлежащим образом не развит на уровне отраслевого законодательства, ряд авторов [11; с. 47] скептически относится к такому решению законодателя. Их оппоненты, напротив, считают, что микропредпринимательству следует уделять больше внимания [7; с. 20]. В соответствии с действующими в настоящее время установлениями Правительства РФ [4] предельные значения дохода, полученного за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам для микропредприятий составляет 120 млн. рублей, а для малых предприятий - 800 млн. рублей
Полагаем, что статус субъекта малого предпринимательства должен определяться в других отраслях законодательства, в т.ч. и в налоговом законодательстве, с учетом положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который является рамочным. Однако, сложившаяся в настоящий период времени ситуация носит прямо противоположный характер. В налоговом законодательстве не употребляются термины «малое предпринимательство» и «субъект (субъекты) малого предпринимательства». Вместо того, чтобы использовать критерии, установленные специальным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», НК РФ закрепляет собственные требования, которым должны отвечать хозяйствующие субъекты для признания их малыми предприятиями и применения налоговых льгот (ст. ст. 346.12, 346.45 НК РФ).
Системное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства требует унификации предъявляемых к ним требований в различных отраслях законодательства, в том числе в налоговом законодательстве, которое содержит различные критерии определения таких субъектов. Использование в НК РФ термина «субъект малого предпринимательства» позволит в полной мере реализовать правило ст. 11 НК РФ о применении институтов, понятий и терминов гражданского, семейного и других отраслей законодательства в том значении, в каком они используются в этих отраслях. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в отношении субъектов малого предпринимательства должно сопровождаться применением мер, целью которых является упрощение порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, создание условий для правильного и однозначного толкования налоговых норм. Превалировать должны налоговые меры, носящие процессуальный и технико-юридический характер.