АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
Рубрика: Юриспруденция
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
АНАЛИЗ И СРАВНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ANALYSIS AND COMPARISON OF SPECIAL TAX REGIMES: REGULATORY ISSUES
Kirill Melnikov
Master's student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Aleksandr Maksimenko
Academic supervisor, Associate professor, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В данной статье были выявлены и проанализированы проблемы правового регулирования специальных налоговых режимов в Российской Федерации, найдены недостатки и предложены пути их решения, для создания более эффективной и устойчивой налоговой системы, способствующей развитию бизнеса и повышению конкурентоспособности экономики России.
Abstract. This article identifies and analyzes the problems of legal regulation of special tax regimes in the Russian Federation, finds shortcomings and suggests ways to solve them in order to create a more efficient and sustainable tax system that promotes business development and increases the competitiveness of the Russian economy.
Ключевые слова: специальные налоговые режимы, налогоплательщик, система налогообложения, проблемы правового регулирования.
Keywords: Special tax regimes, the taxpayer, the taxation system, problems of legal regulation.
Специальные налоговые режимы в правовой системе Российской Федерации создавались для упрощения налогового администрирования и создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса. В состав этих режимов входят: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), а также единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Все они направлены на снижение налогового обременения и упрощения процедур для налогоплательщика. В последнее время значение специальных налоговых режимов возросло, так как они стали играть ключевую роль в поддержке малого предпринимательства в условиях нестабильности и неопределённости экономической системы.
Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) говорят, что на 2023 год общее число налогоплательщиков, пользующихся УСН, составило 1,6 миллиона, что говорит о популярности данной системы. Положительную динамику так же показывает патентная система налогообложения. Только на 2023 год на долю данной системы пришлось 600 тысяч патентов. Но не смотря на широкое применение и важность специальных налоговых режимов, правовое регулирование сталкивается с рядом проблем и недостатков, что дает усомнится в их эффективности.
Специальные налоговые режимы закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации и применяются в случаях и порядке, установленных настоящим кодексом, а также другими нормативными-правовыми актами налогового законодательства. Введение специальных налоговых режимов возможно не только на основании положений Кодекса, но и в соответствии с федеральными законами, принятыми для проведения налоговых программ. Данные законы содержат условия, для тестирования новых налоговых режимов, которые направлены на поддержку предпринимательства и снижение налоговой нагрузки в отдельных регионах и секторах экономики.
Специальные налоговые режимы, утверждаемые федеральными законами, позволяют адаптировать налоговую политику к изменениям экономических условий. Такие внедрения помогают оценить эффективность новых подходов к налогообложению, что в случае успешного результата может способствовать из дальнейшего внедрения на постоянной основе в других регионах, а также для разных категорий налогоплательщиков.
К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:
- Единый сельскохозяйственный налог, применяемый сельхозпроизводителями.
Данная система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) регулируется налоговым кодексом и может использоваться наряду с другими налоговыми режимами, предусмотренными российским законодательством о налогах и сборах.
- Упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения, является специальным налоговым режимом, который регулируется налоговым кодексом Российской Федерации, который предназначен для снижения налоговой нагрузки и упрощения бухгалтерского учета малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. УСН отличается рядом особенностей, которые определяют ее как один из наиболее востребованных специальных налоговых режимов среди представителей малого бизнеса.
- Патентная система налогообложения.
Данная система налогообложения определяется настоящим кодексом Российской Федерации и вводится в действие на основе законов субъектов Российской Федерации, действуя на их территориях, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Индивидуальные предприниматели могут использовать патентную систему налогообложения наряду с другими налоговыми режимами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Одной из основных проблем является отсутствие четких и стабильных норм в законодательстве, регулирующем специальные налоговые режимы. Например, частые изменения в лимитах доходов и численности работников, необходимых для применения Упрощенной системы налогообложения, создают правовую неопределенность. Это приводит к трудностям в долгосрочном планировании и увеличивает риски для предпринимателей. Законодательные изменения, часто вводимые без достаточной подготовки бизнеса к новым требованиям, усиливают административное давление.
В рамках специальных налоговых режимах значительная часть налоговых ставок определяется на региональном уровне. Однако отсутствие унифицированных стандартов на федеральном уровне приводит к неоднородности налоговых требований в субъектах Российской Федерации. В некоторых регионах ставки и условия применения Специальных налоговых режимов значительно отличаются, что создает проблемы для предпринимателей, работающих в нескольких субъектах Российской Федерации.
Льготные налоговые режимы иногда используются недобросовестными налогоплательщиками для искусственного снижения налоговой нагрузки, что не соответствует их фактической экономической деятельности. Например, в случае с Упрощенной системой налогообложения крупные компании нередко разделяют бизнес на несколько мелких организаций, чтобы получить налоговые послабления.
Каждый специальный налоговый режим сопровождается определенными ограничениями по максимальному уровню доходов, численности сотрудников и допустимым видам деятельности. Эти ограничения могут стать препятствием для расширения и роста бизнеса. К примеру, лимит по доходам для применения УСН составляет 150 миллионов рублей, что создает значительный барьер для быстрорастущих компаний.
Аналогично, в рамках ПСН установлен предельный доход в размере 60 миллионов рублей, что также может затруднять развитие малых предприятий, ограничивая их возможности для увеличения масштабов деятельности.
Зачастую администрирование специальных налоговых режимов оказывается более трудоемким, чем предполагалось. Налогоплательщики сталкиваются с множеством сложностей при составлении деклараций, ведении отчетности и соблюдении всех законодательных требований. Эти трудности объясняются как частными изменениями в налоговых нормах, так и необходимостью владения специфическими знаниями и навыками.
Согласно опросу предпринимателей, около 40% участников ответили, что испытывают значительные затруднения при заполнении налоговых деклараций, что нередко приводит к ошибкам и, как результат, к штрафным санкциям.
Помимо этого, ряд предпринимателей сталкивается с невозможностью использования специальных налоговых режимов из-за ограничений, касающихся определенных видов деятельности. Например, патентная система налогообложения зачастую недопустима для профессиональных услуг или торговли, что сокращает количество вариантов для выбора оптимального налогового режима для многих бизнесов.
По статистике, лишь 20% малых предприятий имеют возможность воспользоваться ПСН, тогда как остальным приходится работать в рамках общей системы налогообложения, что увеличивает их подверженность налоговым рискам и повышает налоговую нагрузку. Для эффективного решения проблемы правового регулирования, требуется упрощение и конкретизация законодательных норм. Это предполагает внедрение, более четких и понятных формулировок, упрощение процедур, а также сокращение объема документации, обязательной для предпринимателей.
В рамках таких изменений полезным решением может стать создание единого реестра специальных налоговых режимов, в котором будут собраны все актуальные правила и условия их применения, значительно повысит доступность и удобство использования этих режимов.
Внедрение систематического мониторинга и анализа использования специальных налоговых режимов позволит выявлять случаи злоупотреблений и уклонений, а также оценить их эффективность. Это даст возможность вносить изменения в законодательство и налоговую политику. Формирование специализированной рабочей группы при Федеральной налоговой службе, занимающейся вопросами применения специальных налоговых режимов, сможет способствовать систематизации данных и проведению регулярных анализов.
Проблемы правового регулирования специальных налоговых режимов остается актуальным и многогранными, что связано с необходимостью адаптации налоговой системы к изменениям экономических условий и потребностям различных категорий налогоплательщиков. В результате проведенного исследования было выявлено, что существовавшее правовое регулирование специальных налоговых режимов требуют доработки, имея цель повышения прозрачности упрощение процедур и адаптации к текущим вызовам экономики. В частности отмечены проблемы связанные с недостаточной гибкостью правовых норм, усложнением налоговой отчетности и рисками злоупотреблений, которые снижают эффективность налоговых льгот. Для достижения устойчивого развития и создания благоприятной налоговой среды важно продолжать совершенствовать нормативную правовую базу. В специальных налоговых режимах рекомендованные меры включают в систематизацию налогового законодательства внедрение механизмов обратной связи с налогоплательщиками, а также расширение цифровых технологий в налоговом администрировании. Эти шаги способствуют созданию более устойчивой и конкурентоспособной экономике, которая способна удовлетворить как интересы государства, так и налогоплательщиков.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)