ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В РОССИИ
Значительные изменения в правовом регулировании в системе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, произошли в период реформ проводимых государством в 90-е годы прошлого столетия.
Согласно указу до 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительную систему МВД России с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 г. центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, в ведение Министерства юстиции РФ. Наряду с этим, ликвидированы комендатуры МВД, исполняющие наказание в виде условного осуждения с обязательным привлечением к труду. Прекращено исполнение наказаний в виде ссылки и высылки в связи с их отменной.
Министерство юстиции РФ реализует правовое регулирование правопорядка в стране. Поэтому передача учреждений и органов, исполняющих наказание в ведение Министерства юстиции РФ, обеспечило эффективность исполнения уголовных наказаний [1].
Основы деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5473 « Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями на 2024 год).
Систему учреждений и органов, исполняющих наказание в России, возглавляет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). Правовое регулирование в Федеральной службе исполнения наказаний осуществляется нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Службы является государственным органом исполнительной власти. Правовые основы государственной службы, в том числе в области исполнения наказаний, закреплены в Конституции РФ. Далее можно отметить в качестве регулятора деятельности данного органа международные договоры ратифицированные Россией. Так, принципы служебного поведения содержаться в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.1979 года.
Следующим источником правового регулирования ФСИН России является Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В законе урегулированы все правоотношения, связанные с прохождением службы, определён правовой статус подразделений и сотрудников службы исполнения наказаний.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе.
Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений о применении наказания в виде обязательных работ» позволил реализовать исполнение наказания в виде обязательных работ.
Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предусмотрел наличие контроля над обеспечением прав в местах содержания лиц, виновных в совершении преступных деяний. Указанные правовые акты создают основу деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Это далеко не полный перечень федеральных законов, которые регулируют службу исполнения наказаний.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ в редакции от 23.03.2024года – один главных источников правового регулирования исполнения наказаний в Российской Федерации. В уголовно-исполнительном кодексе РФ урегулированы вопросы исполнения и осуществления уголовных наказаний. В кодексе установлены конкретные правовые нормы, направленные на обеспечение всех необходимых условий для исполнения наказаний.
Значительная роль в правовом регулировании службы отведена указам Президента РФ. Федеральная служба исполнения наказаний РФ осуществляет деятельность в соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Федеральная служба относятся к органам исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314. Федеральная служба осуществляет «…функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции…» в определенной области.
Федеральная служба исполнения наказаний РФ занимает положение в структуре Министерства юстиции РФ. В соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314 и от 21.01.2020 № 21 ФСИН России относится к органам исполнительной власти, руководство которой осуществляет Президент РФ.
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ закрепляет функции службы: контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; содержание лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений; контроль над поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; контроля над нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений [2].
Ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти также осуществляют правовое регулирование. Например, приказы Министерства юстиции России «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» и ряд других.
Существенные изменения в правовом регулировании исправительных учреждений внес Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В данном законе были определены принципы, правовая основа деятельности уголовно-исполнительной системы, а также раскрыты положения об организации и обеспечении её деятельности. В законе были урегулированы вопросы организации деятельности учреждений, исполняющих наказания: права и обязанности учреждений, исполняющих наказания; порядок привлечения осужденных к труду и обучению. Разрешены специфические вопросы, связанные с применением сотрудниками физической силы, спецсредств и оружия. Закреплены основания правовой и социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы. Кроме этого, в законе уделено внимание производственной деятельности в исправительных учреждениях. Значение закона в том, что он определил уголовно-исполнительную систему в структуре права, а аппарат управления в системе органов государственной исполнительной власти. Законом впервые было осуществлено правовое регулирование основ деятельности исправительных учреждений на основе принципов законности, гуманизма, уважение прав человека, приоритета исправления осужденных перед производственной деятельностью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование учреждений и органов, исполняющих наказание в России, осуществляется законодательством Российской Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства юстиции России, а также иными ведомственными нормативно-правовыми актами.