ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КАНО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ УСТАНОВКИ И МОНТАЖА ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КАНО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ УСТАНОВКИ И МОНТАЖА ПЛАСТИКОВЫХ ОКОН
Метод Кано – это модель, способствующая анализу и оценке эмоциональной реакции потребителей на характеристику товара или услуги. [2 c.1]. С помощью данного метода можно определить наиболее успешные для инвестиций продукты или услуги, а также выявить привлекательные для клиентов характеристики, способствующие удовлетворению их потребностей.
В данной работе проведен анализ с применением метода Кано на основе информации, предоставленной организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере установки и монтажа пластиковых окон от поставщиков.
Метод Кано основан на отнесение факторов (атрибутов) к определенной группе: факторы, влияющие на удовлетворенность потребителей и факторы, влияющие на неудовлетворенность потребителей. Существует пять основных атрибутов, которые перечислены ниже. [1 c.4]
М – необходимые. Наличие данных характеристик потребители воспринимают как должное, которые обязательно должно быть у продукции.
O – одномерные. Чем в большей степени присутствует данный фактор, тем больше удовлетворенность клиента.
А – привлекательные. Отсутствие атрибута потребители принимается нейтрально, но если он присутствует, то удовлетворенность возрастает.
I – безразличные. Данный атрибут не вызывает никаких эмоций у клиентов.
R – обратные. Данный атрибут является для клиентов необязательным, если он присутствует в товаре, удовлетворенность потребителей снижается.
Q – сомнительные. Атрибуты, которые вызывают неоднозначную реакцию и редко рассматриваются.
Для оценки эмоциональной реакции потребителей выделено 9 факторов: профессиональная установка оконных изделий, качественные оконные конструкции, наличие гарантии на выполненные работы, дизайн пластиковых окон на выбор, выполнение услуги в срок, бесплатная консультация и замеры на объекте, возможность получения скидок на услуги, наличие дополнительных услуг: установка жалюзей, москитных сеток, возможность выездного обслуживания, наличие системы обратной связи для улучшения обслуживания
Для проведения анализа опрощено 55 потребителей организации, которые полностью отражают потенциального клиента. Каждый из факторов оценен с помощью двух вопросов: позитивная формулировка (как вы относитесь к наличию данного фактора) и негативная формулировка (как вы относитесь к отсутствию данного фактора). Для каждого вопроса также выделены следующие варианты возможных ответов: а) мне это нравится; б) мне все равно; в) мне это не нравится; г) могу смириться; д) я это ожидаю. [2]
После анализа полученных результатов определена частота отнесения каждого фактора к конкретной категории (табл. 1)
Таблица 1.
Частота отнесения факторов к конкретной категории с применение метода Кано
№ |
Фактор |
Привлекательная, % |
Одномерная, % |
Необходимая, % |
Не имеет значения, % |
Обратного действия, % |
Сомнительная, % |
1 |
Профессиональная установка оконных изделий |
26 |
16 |
58 |
|
|
|
2 |
Качественные оконные конструкции |
22 |
48 |
28 |
|
|
|
3 |
Наличие гарантии на выполнение работы |
14 |
28 |
58 |
2 |
|
|
4 |
Дизайн пластиковых окон на выбор |
30 |
10 |
2 |
58 |
|
|
5 |
Выполнение услуги в срок |
10 |
46 |
28 |
16 |
|
|
6 |
Бесплатная консультация и замеры на объекте |
6 |
56 |
30 |
8 |
|
|
7 |
Возможность получения скидок на услуги |
20 |
54 |
6 |
20 |
|
|
8 |
Наличие дополнительных услуг: установка жалюзей, москитных сеток |
36 |
24 |
6 |
34 |
|
|
9 |
Наличие системы обратной связи для улучшения качества услуг |
38 |
32 |
2 |
28 |
|
|
Расчет удовлетворенности осуществляется с помощью отношения суммы привлекательных и одномерных атрибутов к сумме сомнительных (Q), одномерных (O), необходимых (M), обратных (R) и безразличных (I) атрибутов, выраженных в процентах. Расчет неудовлетворенности определяется как сумма одномерных (O), необходимых (M) к сумме привлекательных (A), одномерных (O), необходимых (M), обратных (R) и безразличных (I) атрибутов в процентах. (табл 2.) [1 c.4]
Таблица 2.
Расчет удовлетворенности и неудовлетворённости потребителей, в %
№ |
Фактор |
Удовлетворённость |
Неудовлетворенность |
1 |
Профессиональная установка оконных изделий |
42 |
74 |
2 |
Качественные оконные конструкции |
71 |
7 |
3 |
Наличие гарантии на выполнение работы |
41 |
84 |
4 |
Дизайн пластиковых окон на выбор |
40 |
12 |
5 |
Выполнение услуги в срок |
56 |
74 |
6 |
Бесплатная консультация и замеры на объекте |
62 |
86 |
7 |
Возможность получения скидок на услуги |
74 |
60 |
8 |
Наличие дополнительных услуг: установка жалюзей, москитных сеток |
60 |
30 |
9 |
Наличие системы обратной связи для улучшения качества услуг |
70 |
34 |
Представим карту удовлетворенности, которая разделена на 4 сегмента и распределим полученные данные по каждому атрибуту. По вертикали отобразим – степень удовлетворенности, по горизонтали – степень неудовлетворенности клиентов. (рис 1.)
Рисунок. Карта удовлетворенности и неудовлетворенности клиентов
Исходя из данных, отраженных на рисунке, видно, что в правом верхнем квадранте расположены одномерные атрибуты, которые напрямую связаны с удовлетворенностью клиентов: качественные оконные конструкции, выполнение услуги в срок, бесплатная консультация и замеры на объекте, возможность получения скидок на услуги. В левом верхнем квадранте расположены – привлекательные атрибуты, которые особо не сказываются на интересе потребителей, но их наличие делает клиентов более удовлетворенными, а именно: наличие обратной связи для улучшения качества услуг и наличие дополнительных услуг.
В левом нижнем квадранте расположены безразличные свойства, не имеющие особого значения для потребителей: наличие дополнительных услуг: дизайн пластиковых окон на выбор. И необходимые свойства (расположены в правом нижнем квадранте), которые воспринимаются потребителями как должное: профессиональная установка оконных изделий и наличие гарантии на выполнение работы.
Таким образом, организации необходимо обратить пристальное внимание на необходимые атрибуты, так как они напрямую связаны с удовлетворенностью клиентов и, если их качество снизиться, то это вызовет большое недовольство и раздражение. После этого, можно поработать с одномерными свойствами, так как большинство потребителей могут отказаться от данной услуги без их наличия. И в последнюю очередь, реализация привлекательных атрибутов, так как они способствуют значительному росту удовлетворенности и заинтересованности потребителей.
