Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бысыина С.И. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173357 (дата обращения: 18.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бысыина Сайаана Ивановна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова РФ, г. Якутск
Павлова Екатерина Павловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет, РФ, г. Якутск

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Sayaana Bysyina

Student, North-Eastern Federal M.K. Ammosov University, Russia, Yakutsk

Ekaterina Pavlova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, North-Eastern Federal M.K. Ammosov University, Russia, Yakutsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. Анализируются теоретические подходы к пониманию коммуникативных УУД, выделяются основные компоненты и этапы их формирования в начальной школе. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня развития коммуникативных навыков у младших школьников. Обозначены педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных УУД в образовательном процессе.

Abstract. The article deals with the peculiarities of the development of communicative universal learning actions (ULA) in junior schoolchildren. The theoretical approaches to the understanding of communicative UUD are analyzed, the main components and stages of their formation in elementary school are highlighted. The results of empirical research aimed at identifying the level of development of communicative skills in junior schoolchildren are presented. Pedagogical conditions contributing to the effective formation of communicative UUD in the educational process are outlined.

 

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьный возраст, развитие, формирование, образовательный процесс.

Keywords: communicative universal learning actions, junior school age, development, formation, educational process.

 

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования не только к предметным результатам, но и к формированию универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Коммуникативные УУД играют ключевую роль в успешной адаптации ребенка к школьной жизни, его социализации и дальнейшем образовании. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативных навыков, поэтому исследование особенностей их развития в данный период представляется актуальным.

Теоретические основы исследования

Проблема развития коммуникативных УУД рассматривается в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова и других исследователей. Коммуникативные УУД определяются как действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].

Основные компоненты коммуникативных УУД включают:

  1. Планирование учебного сотрудничества: определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  2. Постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске информации.
  3. Разрешение конфликтов: выявление, оценка и адекватное разрешение конфликтов.
  4. Управление поведением партнера: контроль, коррекция и оценка действий партнера.
  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации [2].

Развитие коммуникативных УУД в начальной школе происходит поэтапно. На первом этапе формируются элементарные навыки слушания, умения отвечать на вопросы, выражать свои мысли. На втором этапе происходит развитие умений договариваться, распределять роли, контролировать действия друг друга. На третьем этапе формируются навыки аргументации, отстаивания своей точки зрения, участия в дискуссиях.

Методика и результаты эмпирического исследования

Для выявления уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ «Якутская городская национальная гимназия» им. А. Г. и Н. К. Чиряевых ГО «Город Якутск» РС(Я). В исследовании приняли участие 25 учащихся 3-го класса.

Использовались следующие методы:

  1. Наблюдение за поведением учащихся в процессе учебной деятельности.
  2. Анкетирование для выявления представлений учащихся о коммуникативных навыках и их значимости.
  3. Диагностические задания, направленные на оценку умений: слушать и понимать, выражать свои мысли, договариваться и сотрудничать, разрешать конфликты.

Результаты исследования показали, что у большинства учащихся (63%) сформированы элементарные навыки слушания и понимания, умение отвечать на вопросы. Однако, значительные затруднения наблюдаются в умении договариваться, распределять роли и разрешать конфликты (22%). Многие учащиеся испытывают сложности с аргументацией своей точки зрения и участием в дискуссиях (15%).

Обсуждение результатов и педагогические условия формирования коммуникативных УУД

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников. Эффективное формирование коммуникативных УУД предполагает создание определенных педагогических условий, таких как:

  1. Организация групповой работы: работа в группах способствует развитию умений договариваться, распределять роли, сотрудничать и разрешать конфликты.
  2. Использование интерактивных методов обучения: дискуссии, ролевые игры, проектная деятельность позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения и развивать коммуникативные навыки.
  3. Создание ситуаций общения: организация внеурочной деятельности, проведение классных часов, направленных на развитие коммуникативных навыков.
  4. Использование рефлексии: анализ учащимися собственной деятельности и деятельности других, способствует развитию самосознания и умения оценивать коммуникативные навыки.

Заключение

Развитие коммуникативных УУД является важной задачей начального

общего образования. Эмпирическое исследование показало, что у младших школьников существуют определенные трудности в формировании коммуникативных навыков. Для эффективного формирования коммуникативных УУД необходимо создание определенных педагогических условий и использование активных методов обучения. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку и апробацию педагогических технологий, способствующих развитию коммуникативных УУД у младших школьников.

 

Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.3.  Цукерман Г.А. Виды учебного сотрудничества. – М.: Издательский Дом «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.