Статья:

СВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА И МЕДИЦИНЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Агузарова К.В. СВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА И МЕДИЦИНЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 20(329). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/329/173938 (дата обращения: 06.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА Н.К. РЕРИХА И МЕДИЦИНЫ

Агузарова Камилла Владимировна
студент, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, РФ, г. Владикавказ
Цаллагова Залина Тазретовна
научный руководитель, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, РФ, г. Владикавказ

 

Имя Николая Константиновича Рериха знакомо многим как имя великого художника, чьи картины вдохновляют, завораживают и дарят внутреннюю тишину. Но мало кто задумывается о том, что за его творчеством стояла не только любовь к красоте, но и глубокая философия — философия здоровья, гармонии, внутреннего света. И в этом духовном поиске он никогда не был один.

Семья Рериха — это поистине уникальный культурный феномен. Его жена, Елена Ивановна Рерих, — женщина выдающегося ума и тонкой духовной чуткости — была не только спутницей жизни, но и соавтором учения Живой Этики, вдохновлённого восточной философией и поиском баланса между телом, духом и энергией. Их сыновья — Юрий, востоковед и исследователь Тибета, и Святослав, художник и культурный деятель — продолжили дело родителей, делая искусство частью мирового духовного диалога.

Рерих подчеркивал связь между духовным и физическим состоянием человека. В его работах отражена идея о том, что болезнь возникает не только из-за физических факторов, но и из-за дисгармонии в душе. В этом контексте искусство может быть способом восстановления внутреннего баланса.

Живая Этика рассматривает здоровье как единство телесного, духовного и энергетического начал. В современном мире аналогичные идеи находят отражение в психосоматической медицине, где считается, что эмоции, стресс и внутренние конфликты могут приводить к физическим заболеваниям.

Во многих работах Н. К. Рериха можно увидеть восхищение природой — горами, небом, стихиями. Он считал, что человек, живущий в единстве с природой, обретает гармонию, что способствует укреплению здоровья. Современные исследования подтверждают благотворное влияние природы на психоэмоциональное состояние: прогулки в горах и лесах снижают уровень стресса, а созерцание естественных пейзажей способствует релаксации.

Таким образом, идеи Рериха о здоровье во многом предвосхищают современные представления о комплексном подходе к благополучию человека, включающем духовное, психическое и физическое здоровье.

Рассматривая творчество Н. К. Рериха с точки зрения психологии, можно выделить несколько аспектов его воздействия: цветотерапия, медитативные свойства изображения, символика и духовное содержание.

Цвет играет огромную роль в эмоциональном состоянии человека. В картинах Рериха преобладают глубокие синие, фиолетовые, бирюзовые и золотые оттенки.

Синий цвет (например, в картинах «Гималаи», «Песнь о Шамбале») успокаивает, снижает уровень тревожности, способствует релаксации. Фиолетовый цвет ассоциируется с духовностью, помогает при депрессии. Золотой и оранжевый символизируют энергию, жизненную силу, вдохновение.

Современные исследования в области цветотерапии подтверждают, что такие цветовые сочетания могут использоваться в лечении стрессовых состояний, неврозов и депрессии.

Картины Рериха часто изображают величественные горные пейзажи, которые вызывают у зрителя ощущение покоя и возвышенности. Это объясняется эффектом «глубинного пространства», создающим ощущение бесконечности.

Согласно исследованиям в области нейропсихологии, созерцание подобных изображений способствует снижению уровня кортизола (гормона стресса) и активации зон мозга, отвечающих за расслабление.

Многие картины Рериха наполнены эзотерическими символами, которые на подсознательном уровне воспринимаются как знаки защиты, надежды, высшей гармонии. Например: «Матерь Мира» — образ женского божественного начала, символ заботы и исцеления. «Святой Сергий» — олицетворяет духовную силу и поддержку.

Исследования показывают, что религиозные и духовные образы могут вызывать у зрителя чувства умиротворения и защищенности, что важно в работе с пациентами, испытывающими тревогу и депрессию.

В медицинской практике все шире применяются методы арт-терапии, направленные на лечение психосоматических расстройств, депрессии, тревожности. В этом контексте картины Рериха могут быть полезными по нескольким причинам: они вызывают положительные эмоции, успокаивают, создают ощущение гармонии. Символика и философия картин помогают пациентам осознать внутренние конфликты и работать с ними. Цветовая гамма способствует релаксации и улучшению эмоционального состояния.

Применение рериховского искусства в арт-терапии может быть полезно в работе с пациентами, пережившими стресс, травмы, депрессию.

Медицинские учреждения нередко украшают репродукциями картин, способствующих успокоению пациентов. Картины Рериха, благодаря своей медитативной и гармонизирующей природе, могут использоваться в больницах, санаториях, реабилитационных центрах.

Пример: исследования показали, что пациенты, находящиеся в окружении картин с природными пейзажами, быстрее восстанавливаются после операций. Это подтверждает гипотезу о благотворном влиянии искусства на процесс выздоровления.

Живопись Рериха тесно связана с восточной философией, особенно с тибетской медициной. Тибетская медицина основана на принципах энергетического равновесия, и многие принципы этого подхода схожи с философией Рериха.

В тибетской практике используются мандалы и изображения духовных учителей, способствующие исцелению.

Картины Рериха можно рассматривать как аналогичные объекты для медитации и внутреннего исцеления.

Перспективы применения рериховского искусства в медицине

  • Разработка методик арт-терапии с использованием картин Рериха.
  • Применение репродукций в медицинских учреждениях для создания атмосферы покоя.
  • Изучение воздействия картин на пациентов с тревожными расстройствами.
  • Использование философии Живой Этики в профилактике психосоматических заболеваний.

Выводы

  • Философские идеи Рериха о здоровье предвосхитили современные представления о психосоматике.
  • Его картины оказывают выраженный терапевтический эффект, снижают стресс, способствуют медитации.
  • Искусство Рериха может использоваться в арт-терапии, психологии, медицинских учреждениях.
  • Перспективы его применения включают разработку новых методик лечения с использованием искусства.

Искусство лечит. Оно не ставит диагнозов, не прописывает рецептов — но умеет прикоснуться к самому сердцу человека.

Николай Рерих писал: «Где есть культура, там есть мир. Где есть мир, там есть здоровье духа и тела.»

Эти слова стали для меня ключом к пониманию того, что искусство — не только вдохновение, но и путь к исцелению.

Как будущий врач, я убеждена: гармония духа и тела невозможна без культуры, без красоты, без глубины.

 

Список литературы:
1. Гришина Н. В. Арт-терапия как метод психологической помощи. — СПб.: Речь, 2000. — 272 с.
2. Климова Е. В. Цветотерапия в психотерапии: теория и практика / Е. В. Климова. — М.: Изд-во МГУ, 2015. — 184 с.
3. Левина Н. В. Психотерапия и искусство: арт-терапия в клинической практике / Н. В. Левина. — М.: Медицинское информационное агентство, 2012. — 256 с.
4. Петрова Т. А. Психосоматика и арт-терапия: современные подходы / Т. А. Петрова. — Екатеринбург: Уральский университет, 2018. — 198 с.
5. Рерих Е. И. Основы Живой Этики. — Рига: Латвийский центр Агни Йоги, 1992. — 302 с.
6. Рерих Н. К. Знамя Мира. — М.: Международный Центр Рерихов, 1991. — 192 с.
7. Холодова И. А. Психологические аспекты восприятия живописи Н. К. Рериха // Искусство и психология. — 2016. — № 4. — С. 53–59.
8. Цветотерапия: руководство для врачей и психологов / под ред. И. А. Смирновой. — М.: Практическая медицина, 2014. — 220 с.
9. Шапиро Е. М. Арт-терапия в психиатрии и психотерапии / Е. М. Шапиро. — СПб.: Питер, 2010. — 304 с.
10. Юнусова Л. Р. Психотерапия и искусство: цвет и форма в лечении / Л. Р. Юнусова. — Казань: Казанский университет, 2017. — 176 с.