СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОНДОВ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ФОНДОВ. ПРОБЛЕМА ОТНЕСЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОНДОВ К НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОНДОВ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ФОНДОВ. ПРОБЛЕМА ОТНЕСЕНИЯ ЛИЧНЫХ ФОНДОВ К НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGAL STATUS OF PERSONAL FUNDS AND SOCIALLY BENEFICIAL FUNDS. THE ISSUE OF CLASSIFYING PRIVATE FUNDS AS NONPROFIT ORGANIZATIONS
Ekaterina Shibaeva
Master's student Educational institution of trade unions of higher education Academy of Labor and Social Relations, Russia, Moscow
Аннотация. в статье анализируется законодательное положение личных фондов и проводится их сравнительно-правовой анализ с правовым положением общественно полезных фондов. Рассматривается современное нормативно-правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций, в том числе личных фондов. Исходя из проведенного сравнительного анализа и анализа сущности личных фондов поднимается вопрос о неопределенности их правового статуса по законодательству Российской Федерации. Делается вывод о необходимости доработки законодательства.
Abstract. The article examines the legal status of personal funds in comparison with socially beneficial funds, as well as current regulations for non-profit organizations and personal foundations. It raises the issue of the ambiguity in the legal status of personal funds under Russian law, arguing that it is necessary to revise the legislation to clarify this matter.
Ключевые слова: некоммерческие организации, общественно полезные фонды, личные фонды, коммерческие организации, управление имуществом личного фонда, общественно полезная цель, прибыль, приносящая доход деятельность.
Keywords: non-profit organizations, socially useful foundations, personal foundations, commercial organizations, personal fund property management, socially useful purpose, profit, income-generating activity.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации[1] к формам некоммерческих организаций помимо общественно полезных, общественных и благотворительных фондов относятся также и личные фонды.
Благотворительные и другие общественно полезные фонды являются одной из наиболее часто создаваемых форм некоммерческих организаций в России. Они осуществляют функцию поддержки различных областей жизни (медицина, образование, природа, наука, спорт и многое другое) и отвечаю своей цели, которая закреплена в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и свойственна всем некоммерческим организациям – не извлечение прибыли и распределение ее между участниками, а преследование различных благотворительных социальных и общественно полезных целей. Такие цели указаны в п. 2 ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[2]. Помимо выше указанного закона основой правового регулирования для них являются следующие федеральные законы: Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" N 135-ФЗ [7], Федеральный закон N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" [8].
Следует сразу отметить, что положения указанных законов, а также основного закона в сфере регулирования некоммерческих организаций ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях», не применяются к ряду организационно-правовым форм. В пункте 3 статьи 1 данного закона среди таких форм некоммерческих организаций можно найти товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы, огороднические и садоводческие товарищества, а также и личные фонды. Для данных организационно-правовых форм «исключений» из общего правила предусмотрено иное законодательное регулирование.
Личные фонды — сравнительно новое явление в российской действительности. С 1 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон N 287-ФЗ, который определил их как некоммерческие организации. Это вызвало недопонимание у многих людей, которые не понимают, как функционируют личные фонды и часто путают их с общественно полезными фондами.
На сегодняшний день регулирование правового положения личных фондов осуществляется исключительно Гражданским кодексом Российской Федерации. Для этого выделены специальные статьи: 123.20-4, 123.20-5, 123.20-6, 123.20-7, 123.20-8. Такой подход к законодательному регулированию обусловлен особенностями личного фонда. Он больше похож на коммерческое юридическое лицо, чем на общественно полезную организацию. Чтобы лучше понять специфику личных фондов, рассмотрим их ключевые отличия от общественно полезных фондов.
Во-первых, выделяем сразу первое и главное отличие, которое заключается в цели создания. Согласно части 1 ст.123.20-4 ГК РФ личным фондом признается унитарная некоммерческая организация, учрежденная гражданином на определенный срок или бессрочно и осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления. Однако, в ст. 7 ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» под фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. То есть личные фонды создаются без преследования общественно полезных целей по воле физического лица для управления имуществом, которое это лицо передает. Из законодательного сравнения также видно, что в отличие от общественно полезных фондов при создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц (за исключением супругов), а также не допускается замена этого учредителя (часть 3 ст. 123.20–4). Этим положением личные фонды также не похожи и на коммерческие корпоративные юридические лица [3].
Во-вторых, согласно второму абзацу статьи 7 ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» учредители общественно полезных фондов и сам фонд не отвечают по обязательствам друг друга, в том время как учредитель личного фонда (согласно ч.6 ст. 123.20 – 4 ГК РФ) несет субсидиарную ответственность перед кредиторами фонда в течение трех лет, а иногда, по решению суда и до пяти лет.
Третьим существенным отличием можно считать наличие выгодоприобретателей. Учредитель личного фонда может назначить строго определенных лиц, которым личный фонд в соответствии с уставом в процессе своей деятельности будет передавать прибыль. Как мы знаем, благотворительные фонды и иные общественно полезные фонды не имеют выгодоприобретателей. Всю свою полученную прибыль они не распределяют между учредителями, а пускают на реализацию уставной деятельности, допустим, на финансирование социальных программ.
Важно подчеркнуть, что личные фонды имеют законное право вести предпринимательскую деятельность. Это положение зафиксировано в статье 123.20–4. Как правило, полученная прибыль затем делится между бенефициарами, которых назначил учредитель. Здесь прослеживается явное отличие от общественно полезных фондов и других некоммерческих организаций. Они тоже могут заниматься предпринимательством или другой деятельностью, приносящей доход. Но ключевое условие — использовать заработанные средства исключительно для достижения целей, указанных в уставе. Для общественно полезных фондов это, разумеется, реализация социальных и иных общественно значимых проектов.
Интересно отметить, что у общественно полезных фондов такая деятельность чаще называется, как «деятельность, приносящая доход» [1] хотя в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 и указано, что для такой деятельности применяются точно такие же правила, которые применяются для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность. Как мы уже отмечали, полученный доход в таких фондах строго идет на реализацию и финансирование общественно полезных программ и проектов.
Пятая особенность личных фондов заключается в том, что имущество общественно полезного фонда формируется из пожертвований и добровольных взносов. Отличительная черта личных фондов состоит в том, что их имущество образуется за счёт передачи собственности от учредителя. Ранее закон не позволял другим лицам безвозмездно передавать имущество личному фонду. Однако, с августа 2024 года благодаря изменениям, внесённым Федеральным законом от 08.08.2024 N 237-ФЗ [6] правовой статус личных фондов претерпел некую трансформацию, и теперь запрет на безвозмездную передачу имущества снят.
Нельзя не обратить внимание на установленный минимальный размер имущества, передаваемого учредителем личному фонду. Статьей 123.20–4 установлено, что такое имущество должно быть не менее ста миллионов рублей. Для общественно полезных фондов требований к размеру имущества в принципе нет.
Таким образом, сравнительный анализ личных фондов и общественно полезных фондов позволяет поставить под сомнение отнесение первых по специфики своей деятельности к некоммерческим организациям в целом. В отличие от классических общественно полезных фондов, чья задача – поддержка общественно значимых проектов, личные фонды обладают чертами, сближающими их с коммерческими юридическими лицами.
Невозможно также не согласиться с авторами [6], которые предлагают законодательно закрепить возможность существования коммерческих личных фондов (управляющих переданными активами в интересах выгодоприобретателей), а также некоммерческих личных фондов, чья деятельность бы направлялась на реализацию строго общественно полезных целей. Другими авторами [6] еще задолго до появления в российском законодательстве личных фондов предлагалась возможность запрета на использование слова «фонд» для организаций, напрямую не являющихся по специфики своей деятельности некоммерческими. Такой подход позволил бы прийти к единому законодательному пониманию сущности фонда.
В заключение хочется еще раз сказать, что на сегодняшний день правовое положение личных фондов требует тщательного урегулирования в законодательной системе Российской Федерации. Отсутствие четких критериев, разграничивающих их между некоммерческими и коммерческими организациями, создает правовую неопределенность. На примере сравнения личных фондов с другими некоммерческими фондами (общественно полезных) можно прийти к выводу, что отнесение первых к некоммерческим формам юридических лиц сомнительно.
[1] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации ГК РФ // СПС «КонсультантПлюс»
[2] См.: Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (по состоянию на 10.04.2025 года) // СПС «КонсультантПлюс».
