Статья:

ПОПРАВКИ 2025 ГОДА К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ 2015 ГОДА: ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(338)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нгуен Ч.Л., Ле Ф.Т. ПОПРАВКИ 2025 ГОДА К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ 2015 ГОДА: ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 29(338). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/338/176913 (дата обращения: 15.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОПРАВКИ 2025 ГОДА К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ 2015 ГОДА: ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Нгуен Чонг Луан
Академии Народной полиции, Вьетнам, г. Ханой
Ле Фыонг Тхао
Академии Народной полиции, Вьетнам, г. Ханой

 

Аннотация. В статье анализируются новые положения, касающиеся смертной казни, предусмотренные Уголовным кодексом 2015 года с изменениями и дополнениями 2025 года.

 

Ключевые слова: смертная казнь, Уголовный кодекс, Вьетнам

 

В процессе судебной реформы и совершенствования системы уголовного права Вьетнама вопросы изменения и дополнения законодательства о смертной казни неизменно привлекали особое внимание исследователей, законодательных органов и широкой общественности. Смертная казнь традиционно рассматривается как наиболее строгая мера наказания в уголовном праве, демонстрирующая решимость государства в борьбе с особо тяжкими преступлениями. Однако по мере развития политической и общественной жизни, а также в условиях международной интеграции всё большее внимание уделяется гуманизации наказаний, включая тенденцию к постепенному сокращению сферы применения смертной казни.

Уголовный кодекс 2015 года стал важным этапом в этом направлении: в нём была отменена смертная казнь за ряд преступлений, а также конкретизированы условия её применения, освобождения от неё или замены другими видами наказаний. Продолжая данный курс, 25 июня 2025 года Национальное собрание XV созыва приняло Закон № 86/2025/QH15 о внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Уголовного кодекса. Наиболее значимыми новеллами стали дальнейшая отмена смертной казни по восьми составам преступлений и установление механизма её замены пожизненным лишением свободы без права на условно-досрочное освобождение. Эти изменения оказывают прямое воздействие на уголовную политику государства, практику расследования, уголовного преследования, судебного разбирательства и исполнения наказаний, а также на международное сотрудничество в сфере уголовного правосудия, в частности в вопросах экстрадиции и возврата активов, полученных преступным путём.

В данном контексте актуальным представляется исследование изменений, касающихся смертной казни, внесённых в Уголовный кодекс 2015 года поправками 2025 года. Цель статьи заключается в раскрытии правовых оснований и содержания указанных поправок, анализе их практических последствий, а также в рассмотрении ряда проблем, возникающих при их реализации. Тем самым предполагается выявить основные тенденции развития вьетнамского уголовного права на современном этапе, обеспечивающего одновременно строгий сдерживающий эффект закона и утверждение гуманных, прогрессивных принципов уголовной политики.

Одним из наиболее значимых и примечательных положений поправок к Уголовному кодексу 2015 года, внесённых Законом № 86/2025/QH15, стала отмена смертной казни за восемь видов преступлений. В соответствии с новыми нормами, состав этих преступлений и система наказаний сохраняются, однако смертная казнь более не применяется и заменена пожизненным лишением свободы без права на смягчение наказания. В частности, смертная казнь отменена за следующие преступления: Деятельность, направленная на свержение народной власти (статья 109), Шпионаж (статья 110), Посягательство на материально-технические объекты Социалистической Республики Вьетнам (статья 114), Производство и сбыт поддельных лекарственных средств и средств профилактики заболеваний (статья 194), Незаконная перевозка наркотических средств (статья 250), Присвоение или растрата имущества (статья 353), Получение взятки (статья 354), Подрыв мира, развязывание агрессивной войны (статья 421). Отмена смертной казни по этим составам преступлений наглядно демонстрирует стремление к дальнейшему сужению сферы её применения в уголовной политике и отражает курс на гуманизацию уголовного права. Особенно это касается преступлений в сфере коррупции и должностных злоупотреблений: нововведение не только стимулирует виновных активно устранять последствия и возвращать незаконно приобретённые активы, но и создаёт благоприятные условия для экстрадиции коррупционеров из-за рубежа во Вьетнам, поскольку многие государства отказываются выдавать лиц, которым может грозить смертная казнь.

После исключения восьми вышеуказанных составов в пересмотренном Уголовном кодексе 2025 года смертная казнь продолжает применяться за десять преступлений. В основном это посягательства на жизнь человека, особо тяжкие преступления против национальной безопасности, акты терроризма и особо опасные деяния против детей. К ним относятся: Убийство (статья 123), Изнасилование лица, не достигшего 16 лет, в особо тяжких случаях (статья 142), Террористический акт против народной власти (статья 113), Терроризм и финансирование терроризма (статьи 299, 300), Некоторые преступления, связанные с производством, сбытом и незаконной перевозкой наркотиков в особо крупных размерах, Отдельные преступления против мира, против человечности и военные преступления.

Этот перечень подтверждает, что новая уголовная политика Вьетнама сохраняет смертную казнь исключительно за деяния, обладающие исключительной общественной опасностью и причиняющие особо тяжкий вред обществу и человечеству, что соответствует требованию максимального сдерживающего эффекта. Ключевым элементом Закона № 86/2025/QH15 стали переходные положения, касающиеся смертных приговоров, вынесенных до 1 июля 2025 года по восьми вышеупомянутым преступлениям. Согласно им: Все смертные приговоры, исполнение которых на данный момент не произведено, подлежат замене на пожизненное лишение свободы без возможности сокращения срока наказания; Эти положения вступают в силу немедленно, обеспечивая последовательность и справедливость применения закона. Таким образом, обеспечивается не только устранение задержек при исполнении смертных приговоров, но и формируется чёткая правовая основа для органов исполнения наказаний в части приёма и содержания соответствующей категории заключённых. Переходные положения ярко демонстрируют последовательную позицию государства в вопросе ограничения применения смертной казни: если уголовная политика изменяется в более гуманном направлении, то и лица, ранее приговорённые к смертной казни, но приговоры в отношении которых не приведены в исполнение, также должны воспользоваться преимуществами этих изменений.

На основе анализа изменений, касающихся смертной казни в Уголовном кодексе 2015 года с поправками и дополнениями 2025 года, можно выработать ряд рекомендаций, направленных на обеспечение единообразного и эффективного применения закона, а также соответствие общей линии уголовной политики государства.

Во-первых, необходимо оперативно издать подробные руководящие документы по применению новых положений.

Закон № 86/2025/QH15 имеет рамочный характер, поэтому требуется принятие резолюции Судебного совета Верховного народного суда, а также совместных циркуляров между органами прокуратуры и уголовно-исполнительной системой. Эти акты должны разъяснить механизм замены смертной казни пожизненным заключением без права сокращения срока наказания, порядок применения в отношении дел, находящихся в производстве суда, а также процедуры рассмотрения дел по апелляциям и протестам.

Во-вторых, следует усовершенствовать механизм исполнения наказания в виде пожизненного заключения без сокращения срока.

Это новый и особый вид наказания, требующий четкой регламентации. В связи с этим Министерству общественной безопасности необходимо разработать отдельные нормативные акты, регулирующие условия содержания, порядок привлечения к труду, медицинское обеспечение и свидания для осужденных этой категории, обеспечив при этом сочетание строгости и гуманности в соответствии с минимальными международными стандартами обращения с лицами, лишенными свободы.

В-третьих, реформу пенитенциарной системы следует увязать с механизмом обязательного изъятия коррупционных активов.

Отмена смертной казни за преступления, связанные с хищением и взяточничеством, должна сопровождаться четкой процедурой принудительного возврата незаконно полученных активов, учитываемой как важный критерий при рассмотрении вопроса об амнистии или помиловании.

В-четвертых, необходимо усовершенствовать систему статистики и раскрытия данных.

Органы прокуратуры и правоприменительные органы должны создать единую систему учета и периодически представлять отчеты о количестве вынесенных смертных приговоров, случаях замены наказания и практике исполнения пожизненного заключения без сокращения срока.

В-пятых, следует активизировать международное сотрудничество.

Поскольку многие государства отказываются от экстрадиции при угрозе применения смертной казни, курс Вьетнама на сокращение ее сферы открывает более широкие возможности для международного сотрудничества в сфере экстрадиции, судебной помощи и борьбы с транснациональной преступностью. В этой связи необходимо активно инициировать переговоры и заключать новые двусторонние и многосторонние соглашения, максимально используя преимущества новой политики.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам от 27 ноября 2015 года.
2. Закон № 86/2025/QH15 от 25 июня 2025 года о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам.