Статья:

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(339)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Бикбулатов Б.З. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 30(339). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/339/177034 (дата обращения: 19.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА

Бикбулатов Булат Загитович
студент, Самарский государственный университет путей сообщения, Оренбургский институт, РФ, г. Оренбург
Карпова Татьяна Петровна

 

Объективные значения показателей безопасности делятся на социальные, которые устанавливает государство, и экономически обоснованные, которые определяет и устанавливает ОАО "РЖД". Социальные значения показателей должны определяться с учетом социальных факторов, развития науки и техники, экономического состояния общества и устанавливаться федеральными законами, постановлениями правительства Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. [1, с.225]

Экономически обоснованные значения показателей определяются с учетом объема затрат ОАО «РЖД» на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности и объема предотвращенных повреждений из-за переходов движения в опасные условия в результате реализации этих мероприятий.

Поскольку целевых показателей для показателей безопасности и рисков, описанных выше, не существует, перед их установлением необходимо использовать целевые показатели транспортной безопасности. [1, с.256]

Цели обеспечения безопасности представляют собой индикаторную основу для оценки достижения целей стратегии. Числовые значения показателей безопасности, утверждены стратегией менеджмента качества и являются общими. Эти показатели должны быть детализированы и уточнены функциональными департаментами и управлениями путем реализации стратегии и разработки соответствующих рабочих документов в подразделениях.

Показатель «Все виды частотных инцидентов безопасности», должен использоваться для определения требований безопасности в функциональной стратегии «Транспортный процесс». Этот показатель является индикатором риска как причин перехода движения в опасное состояние, так и факта перехода движения в опасное состояние, то есть несчастных случаев, всевозможных браков, съезда подвижного состава и столкновений поездов. Дело в том, что не все браки, конечно, приводят к сходу подвижного состава или столкновению поездов, но в какой-то степени создают для этого предпосылки, поэтому представляется целесообразным использовать этот показатель в управлении безопасностью. 

Показатель частоты всех видов инцидентов, связанных с безопасностью дорожного движения, но вызванных техническими сбоями и опасными ошибками персонала, относящимися только к инфраструктуре, должен использоваться для определения требований безопасности в функциональной инфраструктурной стратегии. Это показатель риска аварий, несчастных случаев, особых случаев брака и брака, разгрузки подвижного состава в поездах и столкновений поездов, вызванных опасными техническими неисправностями и опасными ошибками персонала всех инфраструктурных хозяйств: П, Ш, Э, Д. [1, с.238]

Показатели, относящиеся к хозяйству, используются для установления требований безопасности к эксплуатации оборудования и персонала, относящихся к индивидуальным хозяйствам. Они являются индикаторами риска несчастных случаев, аварий, разгрузки, схода подвижного состава и столкновения с техническими средствами и рабочего штата пострадавших хозяйств.

При необходимости они могут быть выражены с помощью индикаторов риска опасных отказов конкретного технического оборудования и опасных ошибок персонала определенной специальности.

Показатель "Частота нарушений техники безопасности любого рода", вызванный опасными техническими неисправностями и опасными ошибками персонала, относящимися только к подвижному составу, должен использоваться для определения требований безопасности в функциональной стратегии " Подвижной состав". Это показатель риска аварий, несчастных случаев, различного рода происшествий, разгрузки подвижного состава в железнодорожных составах, вызванных опасными неисправностями технических средств и опасными ошибками персонала Т, В, ЛД, М.

Показатели для хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» используются для определения требований безопасности эксплуатации оборудования и персонала в целом по отношению к отдельным хозяйствам.

При необходимости они могут быть выражены с помощью индикаторов риска опасных отказов конкретного технического оборудования и опасных ошибок персонала определенной специальности.

На основании целевых значений рассмотренных показателей будут определены целевые значения показателей безопасности эксплуатации специализированного оборудования и специализированного персонала, и с учетом последних будут определены параметры конкретного оборудования и профессиональные характеристики персонала.

Показатель «Частота железнодорожных перевозок и столкновений поездов» со всеми возможными исходами, включая аварии и несчастные случаи, характеризует безопасность на железнодорожном транспорте и является показателем риска движения в опасных условиях.

Важно отметить, что типы показателей безопасности, необходимы для управления безопасностью как на эксплуатационных линиях, так и на линиях, вводящих новые объекты инфраструктуры и подвижной состав.

Участие РЖД в процессе интеграции с транспортной инфраструктурой России и других стран требует единого подхода к методам и принципам расчета показателей безопасности в соответствии с международными стандартами. Статистические параметры оценки безопасности движения поездов в РЖД должны быть приведены в соответствие с аналогичными параметрами, заявленными Международным союзом железных дорог (МСЖД).

 

Список литературы:
1. Дмитренко А.В. Как развивать железнодорожный транспорт на перспективу. // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 17. С. 229-240.
2. Электронный ресурс https://yuzd.rzd.ru/ru/6194/page/104069?id=171037 (дата обращения 18.05.2022).
3. Электронный ресурс https://ved.center/adr/perevozka-zh-d-transportom (дата 18.05.2023).