Статья:

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НАУЧНЫЙ РАКУРС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(346)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дячина А.А. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НАУЧНЫЙ РАКУРС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 37(346). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/346/179103 (дата обращения: 21.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НАУЧНЫЙ РАКУРС

Дячина Анастасия Александровна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Приймак Елена Николаевна
научный руководитель, кафедры Теория и история государства и права, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ERA OF DIGITALIZATION: A SCIENTIFIC PERSPECTIVE

 

Dyachina Anastasiya Alexandrovna

Student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Priymak Elena Nikolaevna

Senior Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье проводится комплексный анализ трансформации административно-правового регулирования государственного управления в условиях цифровизации. Исследуется воздействие цифровых технологий на принципы, методы и формы государственного управления, выявляются новые административно-правовые режимы. Особое внимание уделяется развитию электронного правительства, цифровых платформ и автоматизации государственных услуг. На основе анализа современных научных подходов и нормативно-правовой базы формулируются предложения по совершенствованию административного законодательства в контексте цифровой трансформации.

Abstract. The article conducts a comprehensive analysis of the transformation of administrative and legal regulation of public administration in the context of digitalization. It explores the impact of digital technologies on the principles, methods, and forms of public administration, identifying new administrative and legal regimes. Special attention is given to the development of e-government, digital platforms, and the automation of public services. Based on an analysis of contemporary scientific approaches and the regulatory framework, proposals are formulated for improving administrative legislation in the context of digital transformation.

 

Ключевые слова: административное право, государственное управление, цифровизация, равительство, государственные услуги, информационное общество, адмэлектронное пинистративные регламенты, искусственный интеллект.

Keywords: administrative law, public administration, digitalization, e-government, public services, information society, administrative regulations, artificial intelligence.

 

Введение

Современный этап развития общественных отношений характеризуется интенсивной цифровой трансформацией всех сфер жизни, включая государственное управление. Этот процесс требует фундаментального переосмысления традиционных административно-правовых институтов и создания новых регуляторных подходов. Цифровизация не просто технически модернизирует государственное управление, но и качественно изменяет его природу, создавая новые формы взаимодействия между государством, обществом и бизнесом.

Как обоснованно отмечает М.В. Алексеева, развитие и становление общих закономерностей политики государственного управления информационной сферой представляет собой актуальную научную проблему [1, с. 61]. В условиях цифровизации эта проблема приобретает особую значимость, требуя междисциплинарного научного анализа.

Теоретико-правовые основы цифровизации государственного управления

Цифровая трансформация государственного управления представляет собой сложный, многогранный процесс, имеющий выраженную административно-правовую специфику. С теоретической точки зрения, цифровизация предполагает не просто внедрение отдельных технологий, а фундаментальное изменение парадигмы управления - от традиционной бюрократической модели к сетевой, платформенной организации.

В этом контексте особое значение приобретает исследование М.В. Алексеевой, посвященное определению категории «информационная деятельность» в юридической науке [2]. Автор аргументированно рассматривает информационную деятельность как вид юридической деятельности, связанной с созданием, обработкой, хранением, поиском, распространением и использованием информации. Государственное управление в цифровую эпоху по своей сути становится масштабной информационной деятельностью, что требует формирования адекватных административно-правовых режимов.

Основные направления административно-правового регулирования цифровизации

Анализ современного российского законодательства позволяет выделить несколько ключевых направлений административно-правового регулирования цифровизации государственного управления:

Регулирование оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Это направление развивается в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Создание и развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) стало знаковым явлением, изменившим модель взаимодействия граждан и государства. Административные регламенты трансформируются в электронные административные регламенты, а сам процесс предоставления услуги реализуется в проактивной форме.

Правовое обеспечение использования цифровых технологий в управленческих процессах. Речь идет о внедрении технологий больших данных, искусственного интеллекта (ИИ), распределенных реестров в деятельность органов публичной власти. Это порождает новые административно-правовые проблемы, связанные с определением статуса алгоритмов, ответственности за решения, принятые с помощью ИИ, и обеспечением информационной безопасности.

Регулирование оборота данных и информационной безопасности. Как обоснованно отмечается в учебнике «Информационное право» под редакцией М.Б. Смоленского и М.В. Алексеевой, формирование эффективного правового режима информации является основой для развития информационной сферы [3]. Внедрение Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», создание государственных информационных систем (ГИС) и регулирование межведомственного информационного взаимодействия являются ядром данного направления.

Проблемы и перспективы развития административного права в условиях цифровизации

Несмотря на значительный прогресс, процесс цифровизации государственного управления сталкивается с рядом проблем административно-правового характера:

  1. Проблема «цифрового разрыва». Сохраняется неравенство в доступе к

цифровым технологиям и навыкам их использования среди различных социальных и возрастных групп, а также в разных регионах страны, что создает риски дискриминации и ограничения прав граждан.

  1. Проблема защиты персональных данных. Масштабная цифровизация

ведет к концентрации огромных массивов персональных данных в государственных информационных системах, что требует совершенствования административно-правовых механизмов их защиты.

  1. Отсутствие комплексного нормативно-правового регулирования для

новых технологий. Административно-правовой статус искусственного интеллекта, больших данных, смарт-контрактов в публично-правовой сфере остается не до конца определенным.

  1. Риск «цифровой бюрократии». Автоматизация процессов может

привести не к упрощению, а к усложнению административных процедур, созданию новых цифровых барьеров.

Перспективы развития административного права в условиях цифровизации видятся в следующих направлениях:

− Развитие концепции «регулятивной гильотины» и «регулятивных песочниц» для тестирования инновационных решений в сфере государственного управления;

− Совершенствование административного судопроизводства с внедрением цифровых технологий;

− Формирование системы электронного административного правосудия

− Разработка административно-правовых механизмов обеспечения кибербезопасности;

Заключение                           

Результаты проведенного исследования позволяют выделить следующие ключевые выводы:

− Цифровизация оказывает трансформационное влияние на административно-правовое регулирование в сфере государственного управления, внося изменения в его принципы, методы и формы.

− Основные направления административно-правового регулирования в контексте цифровизации включают: регулирование электронных государственных услуг, правовое обеспечение внедрения новых технологий и контроль за оборотом данных.

− Перспективы развития административного права связаны с устранением «цифрового разрыва», усилением гарантий защиты прав граждан в цифровой среде и созданием гибкого и адаптивного законодательства.
Как отмечает М.В. Алексеева, особенности информационного пространства знаний как объекта государственного управления требуют выработки новых административно-правовых подходов [4]. Научный ракурс исследования данной проблематики должен быть сосредоточен на поиске баланса между эффективностью управления, технологическими инновациями и защитой прав и свобод человека и гражданина.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.В. Развитие и становление общих закономерностей политики государственного управления информационной сферой // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 1. С. 061-067.
2. Алексеева М.В. Определение категорий «Информационная деятельность» в юридической науке // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 1 (20). С. 86-90.
3. Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Информационное право. Учебник. Ростов-на-Дону, 2015.
4. Алексеева М.В. Особенности информационного пространства знаний как объекта государственного управления в информационной сфере // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 50-55.
5. Алексеева М.В. Общее понятие о мониторинге как научной категории и правовом институте // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 1 (18). С. 9-14.
6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2018. 525 с.