Статья:

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сундиева А.С. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 38(174). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/174/100188 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Сундиева Анна Сергеевна
магистрант, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Богомолова Ксения Игоревна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Прокурорский надзор за исполнением требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности.

Вновь утвержденные постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 [1, С. 6602] и № 1635 [2, С. 6601]обязывают всех субъектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта оснащать объекты, в том числе и те, которые категорированию не подлежат, техническими средствами и иными системами обеспечения транспортной безопасности, которые, в свою очередь должны отвечать требованиями, предусмотренными постановлением Правительства от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» [3, С. 5749].

Внедрение сертифицированных технических средств и инженерных систем на объекты железнодорожного транспорта позволяет обеспечивать досмотр в целях защиты объекта транспортной инфраструктуры, выявить подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры.

Вместе с тем, в полном объеме выполнить требования постановлений Правительства, принятых в 2020 году, субъектам транспортной инфраструктуры не представляется возможным.

Транспортными прокурорами повсеместно выявляются нарушения недостаточной технической оснащенности объектов железнодорожного транспорта, вследствие чего планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры реализовываются не в полном объеме.

Так, например п. 6 постановления Правительства от 08.10.202 № 1633 обязывает субъектов обеспечить на объектах транспортной инфраструктуры видеоидентификацию физических лиц при их перемещении через контрольно-пропускные пункты на границах зоны транспортной безопасности и критических элементах на железнодорожных вокзалах.

При этом, на законодательном уровне не урегулирован порядок сбора, обработки и использования биометрических данных в отношении людей, находящихся в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности вокзалов, на пассажирских платформах станций и остановочных пунктов.

Полагаем, что целесообразно будет дополнить нормативную базу в сфере обеспечения транспортной безопасности также и ГОСТом Р 51558-2014 «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» [4] и ГОСТом Р 54412-2019 (ISO/IEC TR 24741:2018) «Информационные технологии. Биометрия. Общие положения и примеры применения» [5].

Указанное позволит субъектам транспортной инфраструктуры объектов железнодорожного транспорта оснащать объекты интеллектуальными видеосистемами и в полном объеме обеспечивать транспортную безопасность.

Внедрение интеллектуальных систем видеонаблюдения позволит субъектам транспортной инфраструктуры решать весь комплекс задач, предусмотренных постановлениями Правительства от 08.10.2020 № 1633 и №1635, в том числе:

- распознавать физических лиц и транспортные средства, их перемещения, через пропускные пункты на границах зоны транспортной безопасности;

- осуществлять видеоидентификацию при перемещении лиц в зону транспортной безопасности;

- записывать поход сотрудников и иных лиц через границы секторов зоны транспортной безопасности и технологических корпусов зон транспортной безопасности, а также осуществлять передачу данных о лицах, которых пропустили в зоны транспортной безопасности, в режиме реального времени;

- обнаруживать и распознавать характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время (на объектах, не подлежащих категорированию);

- выявлять нарушителей (в том числе оснащенных материальными объектами, которые могут быть использованы для проникновения на объекты транспортной инфраструктуры) вне контрольно-пропускного пункта, в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов объектов транспортной инфрастурктуры.

Например, также если интегрировать систему интеллектуального видеонаблюдения в целях сбора, обработки, анализа и последующей передаче в режиме реального времени полученной информации и физических лицах или событиях на объектах транспортной инфраструктуры локально организовываются пункты обеспечения транспортной безопасности, которыми управляет оператор, осуществляющий обработку поступающей информации.

Задействованное оборудование интеллектуальной системы видеонаблюдения, безусловно, должно иметь положительный опыт эксплуатации, обладать достаточным уровнем надежности. Помимо этого, прокуроры смогут получать наиболее полную и достоверную информацию о ситуациях, возникающих при попытках возникновения актов незаконного вмешательства на объекты железнодорожного транспорта, для дальнейшего анализа и в случае необходимости – приятия мер прокурорского реагирования. 

В случае интеграции интеллектуальных систем видеонаблюдения на объекты железнодорожного транспорта полагается целесообразным также разработать методические рекомендации как прокурорских работников, непосредственно осуществляющих надзор за обеспечением транспортной безопасности, так и для сотрудников федеральной службы безопасности, поскольку проверка интеллектуальных систем на практике невозможна без тест-предметов и тест-объектов.

Технические средства, которые в настоящее время используются на объектах железнодорожного транспорта, имеют ряд проблемных факторов. Например, частые технические сбои, жесткие условия эксплуатации. В связи с чем, такие устройства зачастую подвергаются внеочередным техническим испытаниям, ремонту, что также является финансово невыгодным для субъектов транспортной инфраструктуры, и может являться одной из причин не исполнения требований транспортной безопасности. 

Внедрение систем интеллектуального видеонаблюдения на объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта позволит снизить уровень ошибок, связанных с человеческим фактором, производить биометрическую идентификацию физических лиц, и в целом, наиболее качественно обеспечивать защищенность объектов железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства.

С учетом изложенного, в случае интегрирования систем интеллектуального видеонаблюдения, прокурорским работникам надлежит более тщательным образом осуществлять проверку реализации субъектами транспортной безопасности планов обеспечения транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта, наличия на объектах сертифицированных технических средств, но и в тоже время, им будет предоставлена возможность получать незамедлительно данные о лицах, представляющих угрозу для обеспечения транспортной безопасности, владеть ситуацией на объектах железнодорожного транспорта в режиме реального времени.

 

Список литературы: 
1. Постановление Правительства РФ от 08 октября 2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта»//Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 42 (часть III). - Ст. 6602.
2. Постановление Правительства РФ от 08 октября 2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию»//Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 42 (часть III). - Ст. 6601.
3. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»//Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 40. - Ст. 5749.
4. ГОСТ Р 51558-2014 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний (с Изменением № 1)//М.: Стандартинформ, 2020.
5. ГОСТ Р 54412-2019 (ISO/IEC TR 24741:2018) Информационные технологии (ИТ). Биометрия. Общие положения и примеры применения//М.: Стандартинформ, 2019.