Статья:

Актуальные проблемы квалификации преступлений против незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(108)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зенкова Л.О. Актуальные проблемы квалификации преступлений против незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 15(108). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/108/69917 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы квалификации преступлений против незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации

Зенкова Лидия Олеговна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в первостепенности вопросов обеспечения суверенитета государства, его целостности, необходимым условием которого выступает защита государственной границы. Правовая регламентация вопросов установления режима пересечения Государственной границы Российской Федерации, обусловлена развитием политических, социальных, культурных и иных связей государства. В настоящее время большинство развитых стран страдает от незаконной миграции. Законодательство многих зарубежных стран предусматривает состав преступления «Незаконная миграция». Отечественный законодатель выделяет наряду с указанным, состав преступления как «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации».

 

Наше государство имеет огромную территорию, которая граничит с шестнадцатью государствами. Кроме того с некоторыми странами СНГ имеется безвизовый режим. Статистика свидетельствует о том, что число преступлений, которые совершаются иностранными гражданами и лицами без гражданства с каждым годом увеличивается. По данным МВД России, к примеру за январь – февраль 2020 года было оформлено 1 810 746 паспортов гражданина Российской Федерации, по сравнению с предыдущим годом, в котором таковых было оформлено 1 528 577. Применительно к иностранным гражданам такие документы выступают в качестве приглашений, виз, разрешений на работу, разрешений на временное проживание, вида на жительство. Документально может быть оформлен и отказ в предоставлении права посещения территории Российской Федерации в виде представления о не разрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию. В этой связи появляются лица, которые пытаются нарушить закон, прибегая к подделке таких документов, совершая тем самым несколько преступлений одновременно. Согласно краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации за январь 2020 года было совершено 3108 преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, а гражданами государств-участников СНГ 2825 преступлений. Зарегистрировано 1216 случаев совершения преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства [3]. По сравнению с предыдущим годом за январь по данным МВД России совершено 2906 преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что свидетельствует о росте таких преступлений указанными лицами. От этой цифры гражданами государств-участников СНГ совершено 2581, что является меньшей цифрой по сравнению с данными за январь 2020 года [3]. Начало правового регулирования осуществляется посредством формулирования понятия, которое отражает все существенными признаки того или иного явления. Так, существует легальное определение «государственной границы». Под последней понимается «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» [1]. Стоит также учитывать, что суверенитет, являясь характеристикой качественной нежели количественной, распространяется на всю территорию государства.

Правовое регулирование вопросов связанных с государственной границей и ее пересечением осуществляется посредством Закона РФ от 01.1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» [1], а также Федеральным законом от 15.08.1996 № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации въезда в Российскую Федерацию» [5]. Охрану государственной границы осуществляют пограничные органы. Предварительное расследование по преступлению, предусмотренному ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации осуществляется в целом пограничными органами Федеральной Службы Безопасности. Так, «пограничная служба ФСБ Российской Федерации охраняет границу с шестнадцатью государствами. Государственную границу охраняют более 60 пограничных отрядов и 900 пограничных застав. Пропуск через границу лиц и транспортных средств осуществляется на более 380 пунктах пропуска через Государственную границу. Каждые сутки на защиту границы и континентального шельфа заступает порядка 11000 нарядов, около 100 пограничных кораблей и 90 самолетов и вертолетов» [2, c. 3].

Первая часть состава преступления, предусмотренного ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за незаконное пересечение государственной границы без квалифицирующих признаков. В рамках названной статьи можно выделить три общественно-опасного деяния:

а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию;

б) без действительных документов на право выезда из Российской Федерации;

в) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [4].

Вторая часть названной статьи предусматривает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым в силу законодательства России запрещен въезд на её территорию, о чем указанные лица осведомлены.

Часть третья ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает квалифицированный состав совершения деяния субъектами, указанными в ч.ч. 1, 2 статьи, когда незаконное пересечение государственной границы осуществляется группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения [4]. При совершении одного и описанных ранее деяний преступление считается оконченным.

Данный состав преступления содержится в Главе 32 «Преступления против порядка управления». Опасность преступлений названной группы выражается в том, что они посягают на нормальное функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Последнее зачастую приводит к нарушению прав граждан. С незаконным пересечением Государственной границы связаны два преступления рассматриваемой группы. К ним относятся незаконное пересечение государственной границы и незаконная миграция. Стоит отметить, что на практике возникают проблемы отграничения пособничества незаконному пересечению государственной границы от организации незаконной миграции. Разграничение данных составов необходимо проводить по объективной стороне: при незаконной миграции таковыми выступают действия, которые связаны с организацией незаконного лишь въезда на территорию Российской Федерации      и лишь иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того их незаконного пребывания на территории России или незаконного транзитного проезда.

Так, в литературе отмечается, что необходимость выделения незаконной миграции обусловлена систематичностью действий, связанных с незаконным пересечением государственной границы.

Кроме этого указанные преступления несут собой повышенную общественную опасность в связи с тем, что зачастую они сопряжены с совершением других преступлений. Уже после их совершения нарушается ряд законодательных положений. В том числе к ним можно отнести нарушение установленного официального трудоустройства, осуществления предпринимательской деятельности и другие. Необходимо также учитывать, что речь идет о тех иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые не прибыли в Россию с целью получения политического убежища. В противном случае они подпадают под положения примечания к ст. 322 УК РФ, согласно которому в таком случае они не привлекаются к уголовной ответственности.

В настоящее время проблема квалификации преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ заключается в отсутствии четкой законодательной регламентации вопросов, которые возникают при квалификации преступлений. Изложенное выражается в отсутствие определения, что понимается под незаконным пересечением государственной границы; отсутствием положения о том, что понимается под действительным документом; в вопросах, что понимается под насилием и угрозой его применения, указанных в ч. 3 ст. 322 УК РФ и других.

Представляется верным спорные моменты разъяснить в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Необходимость в более детальной регламентации обусловлена ростом числа преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, воздействием на социальные, экономические, культурные аспекты нашего государства другими странами.

В настоящее время в отношении преступления, которое посягает на основы Конституционного строя Российской Федерации, отсутствует детальная регламентация вопросов, которые возникают на практике. Изложенное создает ситуацию, при которой у органов исполнительной власти появляется больше свободы действовать по своему усмотрению. Последнее приводит к неопределенности в действиях органов осуществляющих охрану государственной границе и коррупции.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 01.1993 № 4730-I (ред. от 27.12.2019) «О Государственной границе Российской Федерации».
2. Лапшин Г. М. методика расследования незаконного пересечения Государственный границы Российской Федерации: Автореферат дис… канд. юрид. наук. СПб. 2002. 23 с.
3. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс] : краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 16.03.2020).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Консультант плюс: справочно-правовая система.
5. Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О порядке выезда из Российской Федерации въезда в Российскую Федерацию»