ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)
ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Важную роль в обеспечении прохождения службы в органах внутренних дел играет нормативно-правовая база, которая напрямую влияет на качество работы сотрудников, их служебные обязанности, а также уровень социальной защищенности. Реформирование системы МВД России не решает все вопросы, связанные с правовым регулированием и организационно-штатным обеспечением службы в органах внутренних дел.
В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] государственная служба Российской Федерации определена как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения соответствующих полномочий. Таким образом, законодатель определяет государственную службу как вид деятельности.
Предметом регулирования Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] выступают правоотношения, которые связанны с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Особенность государственной службы в органах внутренних дел заключается в том, что она включает в себя большое количество различных отношений, связанных с ней. Во-первых, это отношения между сотрудником и соответствующим органом управления, в данном случае – горизонтальные. Второй тип взаимоотношений возникает с органами контроля и надзора, они называются диагональными. Следующий тип связан с обеспечением взаимосвязи между службой в органах внутренних дел и государственными службами других видов. Большинство общественных отношений, возникающих в ОВД, связаны с обеспечением законности со стороны государственных органов исполнительной власти; общественных организаций и граждан.
Законодательной базой прохождения государственной службы в Республике Крым является Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года №7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» [4].
В соответствии со ст. 5 данного закона общее количество должностей гражданской службы Республики Крым утверждается Государственным Советом Республики Крым. Согласно ст.6 Закона должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, структурных подразделений государственных органов, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности Республики Крым, руководителям государственных органов, срок полномочий которых ограничен, в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственным органом установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок полномочий в случаях, установленных федеральными законами и настоящим Законом;
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственного органа и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок полномочий в случаях, установленных федеральными законами и настоящим Законом.
Назначение на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации. Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.
В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.
В качестве особенности прохождения службы в органах внутренних дел можно отметить, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава, но важная особенность состоит в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.
В рамках реформы системы МВД России планируется создать новый облик полиции, в котором главными задачами должны стать высококвалифицированные и авторитетные специалисты, пользующиеся доверием и уважением граждан. Важным элементом прохождения службы является аттестация, в ходе которой оцениваются профессиональные и деловые качества сотрудника, а также результаты его служебной деятельности. Результатами аттестации являются рекомендации о повышении или понижении по службе. Аттестация сотрудников ОВД проводится не реже одного раза в 4 года, как правило, вне зависимости от занимаемой должности. В некоторых случаях аттестация проводится вне очереди из-за того, что сотрудники не прошли профессиональную подготовку по применению физической силы и специальных средств, а также огнестрельное оружие. Процедура проводится для того, чтобы определить соответствие сотрудника занимаемой должности. Аттестация сотрудника полиции проводится не ранее чем через год после назначения его на должность, но только после того, как он приступил к работе.
В настоящее время наиболее распространенным методом оценки качества сотрудников ОВД является мнение непосредственного начальника, которое может быть субъективным или абстрактным из-за того, что нормативные правовые акты по службе в полиции не определены. Может быть, наличие таких критериев в нормативных актах по отдельным должностям поможет повысить качество аттестации на более высоком уровне.
Также считаем необходимым дополнить ч. 4 ст. 33 Закона о службе в органах внутренних дел таким основанием внеочередной аттестации сотрудника ОВД: «Неудовлетворительное выполнение своих служебных обязанностей сотрудником, снижение уровня и результатов его служебной деятельности в целях решения вопроса о необходимости его исключения из кадрового резерва, а также определения соответствия сотрудника замещаемой должности».
Стоит обратить внимание на то, что установленные ч. 1 ст. 27 и ч. 1 с. 28 Закона «О полиции» [2] статусные полномочия сотрудника полиции во многом аналогичны правам и обязанностям государственного гражданского служащего, предусмотренным в ст. 14 и 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом проявляется принцип единства правовых основ и взаимосвязи различных видов государственной службы.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что государственная служба в ОВД занимает важное место в системе и структуре государственной власти, носит специфический характер и состоит из системы правовых норм, регулирующих служебно-правовое положение сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих. Возможно отметить следующие основные составляющие, влекущие за собой изменения служебно-правового статуса сотрудника: прием на службу, аттестация, заключение контракта, присвоение специальных званий, прекращение службы. Обновление кадрового состава ОВД будет способствовать изменению имиджа полиции, суть которого заключается в оказании помощи и различных видов услуг населению, обществу и государству.