Виды публичного аудита
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Виды публичного аудита
В данный период в России ни в теории, ни на практике не содержится целостного полхода к понятию «публичный аудит», потому что данный термин был заимствован из частноправовых отношений и использован в публичных отношениях. Существенной особенностью публичного аудита является то, что данная конструкция выступает в роли вспомогательного вида финансового контроля, а не самостоятельным институтом.
В научной литературе выделяют ряд форм публичного аудита, назначение которых описано в таблице 1:
Таблица 1.
Характеристика форм финансового контроля
|
Внешний публичный аудит |
Внутренний публичный аудит в судебной системе |
Внутренний публичный аудит в системе исполнительной власти РФ |
Субъекты |
Осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, исполняется только органами, формально или напрямую относящимися к законодательной власти. Другие контрольные структуры не относятся к органам внешнего финансового аудита. |
Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ и контрольно-ревизионные отделы управлений Судебного департамента в субъектах РФ. |
Осуществляется лавным распорядителем (распорядителя) бюджетных средств (далее — ГРБС), структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости. |
Цели |
Проверка достоверности сведений, представленных в отчетах, или доказательство их недостоверности. Контроль соблюдения законодательных требований в вопросах ведения учета и составления отчетности. Выявление возможностей для оптимизации ресурсов, в том числе более эффективного использования заемных средств. |
Проверки достоверности и исполнения организации системы государственных закупок для судебной системы.
|
Контроль составления, исполнения бюджета, а также составления бюджетной отчетности контроль расходов на закупку товаров, работ и услуг, в том числе и в отношении подведомственных учреждений. проверку: соблюдения ограничений и запретов в сфере закупок, необходимых требований о нормировании, по определению поставщика., преимуществ отдельных участников торгов (организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций), соответствия требований товара, выполненной работы или оказанной услуги, документов, необходимых при проведении закупок, и т.д. а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности; б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов РФ; в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств» |
Таким образом, можно сделать вывод, что Отличия форм публичного аудита заключаются в субъекте, осуществляющем его.
На современном этапе развития публичного аудита, в качестве субъектов осуществляющих его выступают Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, которые относятся к законодательной (представительной) власти государства, а также органами исполнительной власти. Также в качестве субъектов публичного аудита могут выступать как публичные структуры (органы власти, бюджетные организации и т.д.), так и публично-частные образования (публично-правовые компании). Данная классификация форм публичного аудита позволяет отграничить отдельные его виды.