Статья:

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, И ВИДЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Якимова В.Н. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, И ВИДЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112520 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, И ВИДЫ

Якимова Валерия Николаевна
студент, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь

 

Кодексе об административных правонарушениях [1, ст. 3.1], определяет административное наказание, как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следует отметить ряд отличительных признаков административного наказания:

-Применяется только при совершении административного правонарушения;

-Является мерой ответственности, которая установлена государством;

-Применяется не только судом, но и обширным кругом должностных лиц и уполномоченных органов: исполнительной власти, местного самоуправления;

-Может быть назначено, как физическим, так и юридическим лицам;

-Всегда имеет впоследствии - состоянии наказанности [1, ч. 1, ст. 4.6] для правонарушителя.

Цели административного наказания, содержатся в его понятии и закреплены в статье 3.1 КоАП РФ «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами» [1]
Следовательно, можно сделать вывод, что основной целью является предупреждение (превенция) совершения новых правонарушений. Да превентивная цель является очень важной, но стоит отметить и другие, не менее важные, на мой взгляд, цели административного наказания.

Итак, Д. А. Липинский выделяет следующие цели административного наказания: регулирование общественных отношений; кара административного правонарушителя; общая превенция как административных правонарушений, так и преступлений; восстановление общественных отношений; воспитание административного правонарушителя; [3, с. 28]

Правовые теории, разрабатывающие юридическую сторону данного вопроса, предлагают большое количество целей наказания: устрашение, возмездие, психическое принуждение, исправление, предупреждение.

Данное многообразие, а иногда и противоречивость содержания целей наказания, объясняются заключением исторических и современных начал в толковании наказания. В историческом смысле административное наказание, являло своей целью –кару. В современном же смысле, наказание не преследует цель кары, так как, оно само и есть кара, имеющая другие цели (в основном воспитательного и исправительного характера).

И так, на основании несколько видоизмененного мнения М. Н. Таганцева[4], можно сделать вывод, что цеди административного наказания ориентированы на будущее (исправление, воспитание, предупреждение), а кара (как суть или содержание самого наказания) применяется за совершение административного нарушения (деяния, которые уже совершены, т.е. в прошлом).

Административное наказание - один из основных институтов административного права, применяется за совершение, противоправного виновного деяния т.е. действия/бездействия физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность в соответствии ст. 2.1 КоАП или законам субъектов РФ. [1]

За совершение административных правонарушений в законе установлены и могут применяться следующие административные наказания:

Первым, законодатель закрепляет предупреждение, как вид наказания. Предупреждение – мера административной ответственности, заключенная в официальном порицании физического или юридического лица в письменной форме. То есть это некое предостережение физического или юридического лица о недопустимом противоправном поведении. Налагается только в качестве основного наказания, за незначительные административные проступки.

Административный штраф- денежное взыскание, выраженное в рублях. Для граждан устанавливается в размере не менее 100 и не более 5 тысяч рублей; для должностных лиц не превышает 50 тысяч рублей; для юридических лиц не более 1 миллиона рублей. Является наиболее часто назначаемым основным наказанием. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. [1, ст. 3.5, п.6]

Следующие виды наказания могут быть применены только судом.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей [1, ст. 3.7, п.1]. Согласно кодексу, конфискация орудий и предметов для рыболовства и охоты, не может применятся к лицам, для которых рыболовство или охота является единственным источником средств к существованию. Может назначаться, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

Далее в перечне административных наказаний идет лишение специально пава – мера, применяемая к физическому лицу, имеющему специальное право, совершившему административное правонарушение, грубо или систематически нарушающему порядок пользования эти правом, в случаях закрепленных особенной частью КоАП РФ. Срок лишения специального права не может превышать три года и не может быть менее одного месяца. Существует несколько видов специального права: право осуществлять охоту; право управлять транспортным средствами; право управлять воздушным судном; право на приобретение, хранение и ношение оружия; право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Административный арест, считается наиболее строгим видом наказания, среди прочих и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а при определенных обстоятельствах, перечисленных в п. 1 ст. 3.9 КоАП РФ [1] на срок до 30 суток. Применяется только в качестве основного наказания и не может быть применен к беременным женщинам, женщинам имеющим детей до 14 лет, лицам не достигшим совершеннолетнего возраста, инвалидам первой и второй групп, военнослужащим и пр. [1, ст. 3.9, п.2].

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, означает принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ, за пределы российского государства, а в случаях, предусмотренных законом- контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан или лиц без гражданства из РФ.

Дисквалификация, устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Заключается в лишении права физического лица занимать должности федеральной и региональной государственной гражданской службы, муниципальной службы, занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить в его совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность и быть арбитражным управляющим [2].

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств … а так же эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг [1, ст. 3.12]. Устанавливается на срок до 90 суток и применяется (только в качестве основного) в случае если менее строгое наказание не дает результата по устранению угрозы.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей [1, ст. 3.13]. Могут назначаться на срок 20 до 200 часов и отбываются не больше 4 часов в день, а в порядке, предусмотренном законом могут увеличиться до 8 часов в день. Часто это выполнение работ не требующих специальных знаний и профессионального образования, например, работы по благоустройству и озеленению улиц или скверов, уборке улиц либо прилегающих территорий.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей [1, ст. 3.14]. Устанавливается на срок от полу года до семи лет.

К физическим лицам могут быть применены наказания, заключенные в 1-10 пунктах, а к юридическим лицам, перечисленные в пунктах 1-3,8. К физическим лицам применяются административные наказания, перечисленные в п. 1-10, к юридическим лицам - указанные в п. 1-3,8. Наказания, указанные в пунктах 3-10, устанавливаются только КоАП РФ [1, Ст. 3.2].

Таким образом, в статье были рассмотрены понятие, цели и виды административных наказаний. На основании исследования, проведенного в ходе работы, можно сделать вывод, что действующий Кодекс об административных правонарушениях достаточно конкретно и доступно дает определение понятия «административное наказание», но требует дополнения и конкретизации целей административного наказания.

 

Список литературы:
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011. С.26.URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=16818#XfkHO6Txe9E9hCfA
3. Липинский Дмитрий Анатольевич, Мусаткина Александра Анатольевна Цели и функции административных наказаний //NB: Административное право и практика администрирования. 2017. №2. URL https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-funktsii-administrativnyh-nakazaniy(дата обращения: 20.05.2022).
4. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции: Часть Общая: В  2  т. Т. 1. М., 1994. С. 97; Беляев Н.А. Указ. соч. С. 67; Карпец И.И. Указ. соч. С. 41 - 43. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie6415.html