ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ
Вне территории Российской Федерации располагается огромное количество имущества, которое входит в состав государственной собственности РФ. Правомочия РФ касательно владения, пользования и распоряжения государственной собственностью отражены в статье 212 ГК РФ. Согласно вышеупомянутой статье Россия признается основных собственником федерального имущества, которое включает в себя также и зарубежное. Однако Конституция РФ разграничивает формы собственности на государственную, муниципальную и частную[1, ст. 8]. Государственная собственность, в свою очередь, делится на федеральную и собственность субъектов РФ.
Говоря о федеральной собственности в первую очередь стоит понимать собственность бывшего СССР, которая ввиду правопреемства России, а также договоренностей с остальными бывшими республиками Союза находится в ведении нашей страны.
Первым документом, закрепляющим право на имущество СССР стало Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 сентября 1993 года «О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом».
Согласно вышеназванному постановлению за Россией закрепляется находящееся за ее пределами бывшее имущество Союза Советских Социалистических Республик и признается федеральной собственностью РФ[2, п. 1].
Стоит заметить, что в процессе развития экономических и дипломатических отношений между странами количество зарубежного имущества у России увеличилось и на сегодняшний день не ограничивается одним Советским.
За пределами территории Российской Федерации на данный момент расположено огромное количество различных объектов попадающих под понятие государственной собственности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. N 884 "Об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации"- это может быть имущество консульств, торговые представительства, корабли и самолеты, которые временно находятся на территориях других стран, а также другие объекты недвижимости. Также упомянутое Постановление Правительства определяют федеральные исполнительные органы власти которые наделяются правом полномочных представителей в отношении зарубежного российского имущества. К таким органам относятся Министерство иностранных дел Российской Федерации и Управление делами Президента РФ[3, п. 5].
Имущество как движимое так и недвижимое может находится на территории других государств как временно, так и постоянно. Этим имуществом могут быть ценные бумаги, которые принадлежат Российской Федерации, акции и доли юридических лиц, которые находятся за пределами нашей страны. Правовой статус федеральной собственности определяется законодательством как Российской Федерации, так и законодательством страны на территории которой находится определенное имущество.
Также правовой статус регулируется международными договорами[6, с. 95]. Государственная собственность на территории других государств неприкосновенна. Имущественный иммунитет — это составная часть суверенитета государства.
Имущественный иммунитет обозначает, то что имущество Российской федерации на территории другого государства не может быть объектом насильственных мер государства, на территории которого оно находится. Из этого мы можем сделать вывод, что имущество Российской Федерации на территории другого государства неприкосновенна – это означает, что она не может принудительно отчуждаться, арестовываться, не может принудительно быть задержано на территории другого государства, не должно допускаться какое-либо хищение данной собственности другим государством, его органами или отдельными лицами[5, с. 2].
В соответствии с Положением об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, решение об отчуждении недвижимого имущества за пределами нашей страны принимаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, государственная собственность может быть изъята только в соответствии с принудительными мерами судебного характера. К ней не могут применяться меры административного характера, то есть, она не может подлежать взысканию по каким-либо внесудебным требованиям.
31 августа 2017 года США потребовали от России до 2 сентября закрыть дипломатические объекты на американской территории. Непосредственно 2 сентября в зданиях дипломатических представительств проводились обыски правоохранительными органами Соединенных Штатов. Многие политологи в России считали, что действия США незаконны, так как действует имущественный иммунитет. Но американский посол в России и бывший заместитель госсекретаря по политическим вопросам Томас Пикеринг отметил, что «любая страна имеет абсолютное право лишить дипломатического статуса не только людей, объявив их персоной нон-грата, но и здания, точно так же, как имеет право принимать или не принимать дипломатов». Также российским дипломатам, после проведения обыска, не разрешили посетить и проверить собственность.
Данные действия властей США являются непосредственным нарушением Венской конвенции о дипломатических отношениях, подписанной в 1961 году. В соответствии с этим документом, здания, принадлежащие дипломатическим миссиям других стран, являются их полной собственностью — туда нельзя заходить даже полицейским.
На сегодняшний день вопрос о дипломатических представительствах РФ на территории США остается открытым. Многие политологи считают, что единственный вариант, который остается у российской стороны – это продажа имущества на территории США, так как по международному законодательству – дипломатические здания могут использоваться только по назначению[7].
На наш взгляд не стоит идти на поводу у иностранных государств и расставаться с нашей зарубежной собственностью. Действия, которые предпринимаются иностранными государствами противоречат нормам международного права и являются недопустимыми. Россия имеет подкрепленные нормами закона основания на зарубежную собственность и ее отчуждение что также подтверждается вышеупомянутым Положением об управлении федеральным имуществом.
Также недопустимо проникновение на зарубежную российскую собственность любых лиц без права доступа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовое положение собственности РФ за рубежом достаточно полно регулируется нормами как российского, так и международного права.
Но все же ввиду большого объема зарубежной собственности и развития политической, социальной и правовой интеграции России в мировое сообщество возрастает роль таких вопросов как: коллизия норм в международном частном праве, статус собственника имущества и гарантия его прав на зарубежное имущество.
Также большое значение играет правовой вопрос пределов иммунитета государственной собственности и рамок деятельности российских государственных органов направленной на обеспечение сохранности федерального имущества. Для регулирования данных вопросов требуется проработанная правовая база. Мы считаем, что в рамках национального законодательства вышеупомянутая база проработана достаточно хорошо и затрагивает все аспекты и нюансы касательно зарубежной собственности. Проблема состоит в международных отношениях, а именно в их реализации.
Данные отношения достаточно полно регулируются нормами международного права, но все же не исполняются иностранными партнерами ввиду полной подчиненности сверхдержавам.