Статья:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Ш. МОНТЕСКЬЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПЕРСИДСКИЕ ПИСЬМА»

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Щанкина Л.Н. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Ш. МОНТЕСКЬЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПЕРСИДСКИЕ ПИСЬМА» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(82). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Ш. МОНТЕСКЬЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПЕРСИДСКИЕ ПИСЬМА»

Щанкина Любовь Николаевна
д-р ист. наук, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF S. MONTESQUIEU BASED ON THE ANALYSIS OF THE WORK «PERSIAN LETTERS»

 

Lyubov Shchankina

Doctor of Historical Sciences, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена анализу произведения Монтескье «Персидские письма». Рассмотрены такие аспекты его учения, как причины происхождения государства и права, формы правления, факторы, влияющие на формирование «духа законов», теория разделения властей. Автор приходит к выводу о том, что труды выдающегося теоретика права и государства сохранили актуальность до настоящего времени, поскольку основные идеи, сформулированные Монтескье, позднее принимало, развивало и дорабатывало множество ученых, мыслителей, писателей разных исторических эпох. Безусловной заслугой Монтескье является то, что он первым выделил судебную власть в самостоятельную ветвь государственной власти, благо­даря этому теория разделения властей обрела стройность и завершенность. Его доктрина разделения властей лежит в основе всех современных демократических государств.

Abstract. The article is devoted to the analysis of Montesquieu's work «Persian Letters». Such aspects of his teachings as the reasons for the origin of the state and law, forms of government, factors affecting the formation of the «spirit of laws», the theory of separation of powers are considered. The author comes to the conclusion that the works of the outstanding theorist of law and the state have remained relevant to the present, since the main ideas formulated by Montesquieu later adopted, developed and refined many scientists, thinkers, writers of various historical eras. The unconditional merit of Montesquieu is that he was the first to single out the judiciary into an independent branch of state power, since the theory of separation of powers gained harmony and completeness. Its doctrine of separation of powers underlies all modern democracies.

 

Ключевые слова: монтескье; происхождение государства; право; теория разделения властей.

Keywords: montesquieu; origin of the state; law; theory of separation of powers.

 

Шарль-Луи Монтескье (1689–1755) – выдающийся французский правовед, писатель, основоположник географической школы в социологии и доктрины разделения властей.

В 1721 г. Монтескье анонимно издал произведение «Персидские письма», получившее огромный успех во Франции. В 1733 г. были изданы «Размышления причинах величия и падения римлян», а в 1748 г. свет увидел труд, на которым Монтескье работал в течении двадцати лет – «О духе законов». Эта работа обессмертила имя своего автора.

По мнению мыслителя, причины возникновения общества государства мыслитель объяснял в духе теории естественного права. Он отмечал, что первоначально люди жили в естественном, догосударственном состоянии. Ради жизни в обществе они отказались от общно­сти имущества и естественных прав (равенства, свободы, независимо­сти). С возникновением частной собственности началась вражда между людьми, стали возникать конфликты и войны, для прекращения которых люди создают общие для всех законы и правительство. Соответственно с появлением законов и правительства общество превращается в государство [1, c. 7-8]. Таким образом, по Монтескье, государство – это продукт не божьей воли, а сознательной деятельности людей.

Имя Монтескье связано с базовыми, на сегодняшний день, понятиями свободы и гарантий свободы, теорией разделения ветвей властей и др. Свобода, по мнению Монтескье, «есть право делать все, что дозволено законами». Однако, не все законы могут правильно определять свободу действий, а только принятые народным представительством, которое должно собираться «в течение значительного промежутка времени». В качестве гарантий свободы философ видел справедливость уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также справедливость налогового права.

Шарль Монтескье, опираясь на доктрину Дж. Локка о разделении ветвей власти, значительно развил данную теорию. Монтескье, так же, как и Локк, исходит из того, что неограниченная власть провоцирует своего носителя, в силу его человеческой природы, злоупотреблять этой властью. В связи с этим, Монтескье, желая избежать такого злоупотребления, предлагал разделить власть между разными органами с тем, чтобы различные ветви власти, осуществляя свои полномочия, могли бы взаимно сдерживать и уравновешивать друг друга. Монтескье пришел к необходимости разделения власти между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная ветвь власти, по замыслу Монтескье, должна быть представлена двухпалатным собранием. Одна из палат данного собрания является наследственной и представляет интересы аристократии и знати, а другая – выборной, призванная отстаивать интересы простого народа.  Право принятия законов должно быть у выборной палаты, а наследственная палата должна иметь право контролировать работу выборной.

Исполнительная ветвь власти должна принадлежать монарху. Монарх должен быть вправе отменять законы, принятые собранием, вместе с тем, у монарха не должно быть законодательной инициативы.

Судебная ветвь власти должно точно и однозначно следовать предписаниям закона, а не творить право. Кроме того, Монтескье считал, что отправление правосудия необходимо поручить суду присяжных, т.е. лицам, привлекаемым из народа, для образования суда.

Разработанные принципы разделения ветвей власти и защиты свободы, в настоящее время легли в основу одной из современных политических доктрин западной Европы – политическому либерализму.

Монтескье внес свой вклад не только в мировую копилку политических теорий, но и в теорию права и государственного строительства. Так, Монтескье разделял право на естественное и позитивное. Следуя, уже сложившейся теории естественного права, Монтескье полагал, что естественные законы действовали как в первоначальном «естественном состоянии» общества, так и тогда, когда появилось позитивное, писанное право. Монтескье выделял четыре естественных закона: желание жить в мире; стремление добывать себе пищу; стремление людей любить друг друга; стремление жить в обществе. Кроме того, Монтескье полагал, что появление позитивного права не случайно, а существует несколько факторов, влияющих на формирование позитивного права, и совокупность таких факторов образуют т.н. «дух законов», различный у каждого из народов.

Монтескье выделял физические и моральные факторы, влияющие на формирование «духа законов». Так в качестве физических факторов Монтескье признавал географические характеристики: климат (он влияет на потребности народов и формирует их образ жизни, а тот, в свою очередь – законы); размеры государства; численность населения, почва, климат. К моральным факторам он относил принципы правления, религию и нравы, обычаи [1, c. 9].

Монтескье различает несколько форм правления: демократическую республику; аристократическую республику; монархию; деспотию.

Демократическая республика характеризуется тем, что «законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления». В таких республиках устанавливается политическое равенство всех граждан и умеренность, выраженная в том, что все пользуются «одинаковым благополучием и выгодами…каждый должен иметь такие же удовольствия и предаваться таким же надеждам, что и все прочие». Отличия граждан между собою определяются «превосходством таланта и удачным служением» [1, c. 41].

В аристократических республиках власть находится в руках группы лиц. Они «издают законы и заставляют исполнять их; остальной народ является по отношения к ним тем же, что в монархии подданные по отношению к государю» [1, c. 14]. Статус лица в такой республике определяется его знатностью. Аристократическое правление будет тем лучше, чем больше оно будет походить на демократию, т.е. чем больше граждан принимает участие в управлении государством – тем лучше [1, c. 16].

Монархические государства характеризуются тем, что здесь правит одно лицо посредством основных законов, которые определяют статус сословий: дворянства, духовенства и простых подданных. По мнению Монтескье, сословия, главным образом, дворянство, ограничивает власть и «капризную волю» монарха. «В монархии, где нет дворянства, монарх становится деспотом» [1, c. 17]. Критически относясь к власти духовенства, Монтескье, положительно характеризует духовенство в деспотиях, называя духовенство единственной преградой от тех зол, которые может причинить необузданная воля деспота. Кроме того, Монтескье подчеркивает, что в деспотиях значение законов обесценивается в силу главенства воли деспота, за исключением одного из законов: «Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства». Главным принципом правления деспотов является страх. «Здесь не принимаются во внимание естественные чувства – уважение к отцу, любовь к детям и женам, – законы чести, состояния здоровья: приказ объявлен и этого достаточно» [1, c. 19].  

Одним из важнейших географических факторов, влияющих на законы и форму государства, является территория государства.  По мнению Монтескье, республики могут существовать на небольших территориях (античные республики), монархии – на территории средних размеров (английская и французская монархии), а деспотии – на огромных территориях (Персия, Китай, Индия, Япония) [1, c. 115, 117-118]. Но из этого правила Монтескье все же делает исключения, так как полагает, что на большой территории может быть учреждена федеративная республика, которая будет сочетать в себе все достоинства республиканского правления и внешнюю силу крупных монархий. Теория Монтескье о крупных федеративных республиках была отражена т.н. «отцами-основателями» США в Конституции 1787 г.

Монтескье выделяет принципы правления в разных государствах, в зависимости от их формы. Так, для демократической республики он выдвигает в качестве основополагающей идеи добродетель, для аристократической республики – умеренность, для монархии – честь, а для деспотии – страх [1, c. 27].

Таким образом, на основании проведенного анализа труда «Персидские письма», можем заключить, что политические и правовые идеи Монтескье оказали больше влияние на целые поколения теоретиков права и государства, а доктрина разделения ветвей власти, в последствии, стала основным принципом конституционного права подавляющего большинства стран мира.

 

Список литературы:
1. Монтескье Ш.Л. Персидские письма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/INOOLD/MONTESK/persid.txt (дата обращения: 05.10.2023).