Статья:

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: проблемы и пути их решения

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Кришталова А.А. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: проблемы и пути их решения // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 63-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: проблемы и пути их решения

Кришталова Анастасия Александровна
магистрант, Юридического института ИГУ, РФ, г. Иркутск

 

RESOCIALIZATION OF CONDITIONED MINORS: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

 

Anastasiya Krishtalova

student of the magistracy of the law Institute of ISU, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. На основании проведенного исследования аспектов ресоциализации несовершеннолетних, автор статьи делает следующие выводы. Данная категория лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и после освобождения из мест изоляции — нуждаются в помощи, которая необходима не только в их интересах, но прежде всего и в интересах самого общества в целях снижения рецидива преступлений. Так, процесс ресоциализации проходит в два этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный. Результаты исследования показали, что в реализации каждого этапа ресоциализации возникают проблемы, которые выражаются в низкой эффективности профилактической работы с несовершеннолетними в местах лишения свободы и после освобождения. Основными исправительными и корректирующими мерами воздействия в отношении данной категории лиц являются не только образование, общественно-полезный труд, воспитательная работа, но и поддержание социально полезных связей.

Abstract. On the basis of the study of the aspects of the resocialization of minors, the author of the article draws the following conclusions. This category of persons serving sentences in the form of imprisonment and after their release from isolation places need assistance that is necessary not only in their interests, but primarily in the interests of the society itself in order to reduce the recidivism of crimes. Thus, the process of resocialization takes place in two stages: penitentiary and post-penitentiary. The results of the research showed that in the implementation of each stage of re- socialization, problems arise that are reflected in the low effectiveness of preventive work with minors in places of deprivation of liberty and after release. The main corrective and corrective measures of influence in relation to this category of persons are not only education, socially useful work, educational work, but also the maintenance of socially useful links.

 

Ключевые слова: лишение свободы; осужденные несовершенно­летние; воспитательные колонии; средства исправления; ресоциализация.

Keywords: imprisonment; convicted minors; educational colonies; remedies; resocialization.

 

Нарушения в процессе социализации на уровне различных ее институтов во многом связаны с отрицательной микросредой, что приводит к усвоению человеком антиобщественных норм и ценностей и несовершеннолетние в наибольшей степени подвержены риску отрицательного влияния социального окружения [4, с. 42].

Проблема преступности несовершеннолетних, как и преступность лиц, старше 18 лет, относится к числу хронических, вечных социальных болезней общества и поэтому никогда не перестанут быть актуальными попытки поиска средств с целью минимизации преступности несовер­шеннолетних и ее общественно значимых отрицательных последствий [2, с. 292].

Ресоциализация — это целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права [8, с. 57]. Как утверждает С.М. Николаев, ресоциализация не ограничена рамками исправительного учреждения, поскольку нацелена на «включение осуж­денного в обычные условия жизни общества» [4, с. 43]. Из этого следует, что процесс ресоциализации проходит в два этапа: пенитенциарный — этап, при котором несовершеннолетний отбывает наказание в местах лишения свободы и проходит подготовку к освобождению; пост­пенитенциарный — этап социальной адаптации после отбытия срока наказания.

Многолетняя практика показывает, что при реализации каждого этапа процесса ресоциализации возникают проблемы, которые выражаются в низкой эффективности профилактической работы с несовершеннолетними в местах лишения свободы и после освобож­дения, что влечет за собой совершение ими повторных преступлений в течение первого года после освобождения [6, с. 56]. Весь период отбывания наказания (пенитенциарный этап) сотрудники исправительных учреждений (психологи, педагоги и другие специалисты) должны готовить несовершеннолетнего к освобождению и начинать исправи­тельный и воспитательный процесс надо с изучения личности осужден­ного, сотрудниками исправительных учреждений. Это — сложная и трудоемкая задача, решение которой требует специальных психо­логических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в значимых для нее средствах воздействия. И при этом очень важно, чтобы в данных условиях не была принижена личность осужденного и чтобы к нему относились как к «человеку», а не как к чуждому элементу общества. Процесс ресоциализации не должен формировать у осужденного отрицательные качества, негативно действовать на его психику. При работе с несовершеннолетними, специалисты должны показать, что признают каждого осужденного как личность, способную изменить себя осознанно и целеустремленно [7, с. 64].

Государство вырабатывает федеральные и региональные программы по ресоциализации несовершеннолетних, а именно мероприятия по социальной, психологической, воспитательной работе с осужденными, а на их основе, специалисты вырабатывают индивидуальные программы ориентируясь под конкретного индивида с учетом его потребностей. Однако, в условиях современной системы образования, реформирования системы исполнения наказаний происходит сокращение в образова­тельных учреждениях ставок «социальный педагог», «психолог»; сокращение количества инспекторов по делам несовершеннолетних, наличие минимального количества психологов и отсутствие специалистов по социальной работе и социальной педагогике в системе исполнения наказаний, назревает проблема нехватки специалистов, проводящих ресоциализационную работу с несовершеннолетними преступниками [3, с. 157].

Таким образом, успешной ресоциализации несовершеннолетних должны способствовать высококвалифицированные специалисты (социальные работники, психологи, педагоги), которые обладают достаточными знаниями, умениями, качествами, чтобы оказать помощь в дальнейшей социализации данной категории лиц. Они должны изучить подростка, его личностные качества, семью, бывшее окружение, наладить с ним взаимные отношения, основанные на принципе сотрудничества. Поэтому требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовер­шеннолетних [5, с. 191].

Следующее на что нужно обратить внимание в процессе ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарном этапе это реализация мер исправительно-корректирующего воздействия. При осуществлении данных мер в отношении несовершеннолетних осужден­ных происходит целенаправленное формирование социально значимых навыков, коррекция поведения, замена старых моделей поведения новыми — социально полезными [1, с. 114].

В воспитательных колониях должна активно развиваться культурно-массовая и спортивная работа. Организация на территории исправи­тельного учреждения кружков творческой деятельности, фотомастерских, художественных секций. Участие осужденных в подобных мероприятиях является стимулом исправления и возвращения в общество с другим мировоззрением. Также администрация должна поощрять и помогать в организации различных соревнований, конкурсов, спортивных состязаний. В качестве поощрения несовершеннолетних подростков, делающих успехи в процессе социальной адаптации (ресоциализации) администрация может организовывать групповые выезды воспитанников за территорию исправительного учреждения, например, на выставки, на каток, в музей, в театр, и т. д. Это стимулируют несовершеннолетних осужденных добровольно продолжать процесс исправления и социальной адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе процесса ресоциализации несовершеннолетних необходимо осуществлять систему комплексного воздействия, как на личность, так и на окружающую социальную среду, основными элементами которой следует назвать, прежде всего, семью, учебный и трудовой коллективы. Для успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных необходимо выра­батывать комплекс социально-психологических программ и при этом работа с подростками должна осуществляться квалифицированными сотрудниками исправительных учреждений на основе взаимодействия с учетом потребностей каждого индивида. В ресоциализации важно акцентировать внимание на индивидуальном характере данного процесса, направленного на человека с определенными свойственными только ему личностными качествами.

Предложенные пути решения проблем не являются исчерпываю­щими и Ресоциализация несовершеннолетних осужденных к лишению свободы должна стать одним из приоритетных направлений государ­ственного регулирования, и быть направлена как на профилактику преступности, так и на социальную реабилитацию и адаптацию данной категории лиц.

 

Список литературы:
1. Гаджиметов А.А. Ресоциализация несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Юридический вестник ДГУ. 2015. Т. 15. № 3. С. 112-116.
2. Минстер М.В. Современные тенденции развития криминальной субкультуры и ее негативное воздействие на преступность несовершеннолетних // Бюллетень науки и практики. 2017. № 6 (19). С. 290-299. 
3. Михайлов А.П. Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. № 3. С.157-158.
4. Николаев С.М. Успешная ресоциализация несовершеннолетних осужденных как основа эффективности деятельности воспитательных колоний // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 3 (4). С. 40-43.
5. Огородников В.И. Актуальные проблемы кадрового обеспечения уголовно- исполнительной системы // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. С. 189-194.
6. Орлова Ю.Р. Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 55-58.
7. Рыбак М.С. Хаитжанов А. Особенности воспитательной работы по ресоциа-лизации осужденных // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 62-66.
8. Садовникова М.Н. Некоторые проблемы ресоциализации несовершенно-летних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях // Сибирский Юридический Вестник. 2005. № 1. С. 55-59.