Статья:

Генезис и развитие муниципального образования как субъекта гражданско-правовых отношений

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(145)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гераськина Ж.А. Генезис и развитие муниципального образования как субъекта гражданско-правовых отношений // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 9(145). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/145/88184 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Генезис и развитие муниципального образования как субъекта гражданско-правовых отношений

Гераськина Жанна Александровна
студент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск
Титов Сергей Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск

 

Местное самоуправление своими корнями уходит в республиканскую эпоху Древнего Рима, когда появились города, именовавшиеся «муниципалитетами» и пользовавшиеся правами самоуправления. С этого периода начинается эволюция местного самоуправления в зависимости от временных рамок. Местное самоуправление в России развивалось постепенно и имеет богатый истерический опыт. Период развития местного самоуправления связывают с VII-VIII веками. Оно прошло этапы производственного и территориального общинного самоуправления, монастырского и церковного самоуправления, включало городские и сельские общины, губные и земские учреждения [3, с. 261].

Основы организации местного самоуправления в нашем государстве были заложены в XVI в., когда произошла замена системы самоуправления на местах через наместников и волостителей (так называемая система кормлений) специальными органами самоуправления - губными и земскими учреждениями.

Иван IV в 1555 году упраздил систему кормлений, с помощью которой осуществлялось управление на местах. Принимаемые наместником решения финансировались за счет средств населения. В XVII веке с введением системы приказно-воеводского управления на местах произошла бюрократизация местного самоуправления.

Постепенно выборность в «земском» управлении на местах была вытеснена вновь созданной аппаратно-бюрократической системой организации местного самоуправления.

Следующим этапов развития местного самоуправления является период правления Екатерины II. Екатерина II является разрушительницей уже созданной системы, которая была при Петре I. Именно в период ее правления «были заложены основы самоуправления, во многом определившие структуру местного управления на весь последующий период, вплоть до введения земских учреждений в 1864 году». В период ее правления были приняты следующие нормативный акты: Наставление губернаторам (1764 г.). Учреждение о губерниях (1775 г.), жалованная Грамота дворянства (1785 г.). Грамота на права и выгоды городов (1785 г.), Городовое положение (1785 г.) и др.

При Екатерине II были учреждены губернские и уездные дворянские собрания для выбора должностных лиц местной администрации и суда. Учреждались должности предводителей губернского и уездного дворянства. Во главе губерний был поставлен генерал-губернатор, который обладал рядом полномочий по управлению и в отношении судов. В каждом городе стали создаваться представительные органы, которые назывались общей городской думой. Городская дума состояла из выборных, которые выбирались из 6 городских обывателей. Шестиглавная дума избиралась из общей городской думы. Городской глава, бургомистры и ратманы выбирались городским обществом.

Система устройства власти Екатерины II обладала вопросами местного значения, которые решал выборные, которые формировались на местах.  Самостоятельность местного самоуправления отсутствовала. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ.

Важным моментом в развитии местного самоуправления стала проведенная реформа Александра II. Им была проведена земская реформа, с помощью которой земства получили статус системы управления. Они выступали как всесословные органы и формировались в результате выборов.

Существовало уездное и губернское земские собрания. Уездное земское собрание формировалось из земских гласных, которых избирали курии избирателей. Губернское земское собрание состояло из гласных, выбираемых уездными земскими собраниями из своего состава. Земские учреждения обладали правом на основании общих гражданских законов приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, имели право заключать соглашения, а так же могли участвовать в качестве истца или ответчика в суде [4].

При Александре III территориально земское и городское самоуправление было введено главным образом в коренных губерниях России. Государственный надзор за деятельностью органов местной власти должен был осуществляться комиссарами Временного правительства в форме возможности опротестования решений органов самоуправления, в связи с нарушениями этими органами закона. Но это не смогло воплотиться в жизнь, так как помешала Октябрьская революция. Первое время местные советы были независимы от центральной власти, но после принятия в 1918 году Конституции РСФСР система местного самоуправления прекратила существование и вместо нее появилась система государственного управления на местах.

Данная система власти на местах действовала до принятия новой Конституции РСФСР 1937 года. С этого периода все представительные органы государственной власти стали называться Советами.

В период развития советского государства, Советы имело тенденцию к изменениям своих полномочий, структуры и т.д.

Ближе к концу 80 годов стали создаваться президиумы местных советов. У данных органов имелись функции, которые раньше принадлежали исполкомам. С принятием 9 апреля 1990 года первого в истории советского государства Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [2] началось реформирование организации власти на местах. Данным законом были установлены основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления и самоорганизации граждан, а также вопросы участия в гражданско-правовых отношениях.

6 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» [1]. В законе было закреплено, что органы местного самоуправления являются представительными и исполнительными органами, которые могут создаваться в районах, городах, поселках, сельсоветах. Принятие двух названных законов не дало нужных результатов, но данная нормативная база смогла закрепить новую систему организации местного самоуправления. 

Таким образом, история развития муниципального образования говорит о том, что данный институт имеет богатую историю, играет важную часть в жизни государства, важным фактором является периодичность в возрождении самоуправления под воздействием политических и экономических кризисов. Первый период развития начинается при развитии общинного строя, когда не существовало государственных форм устройства. Второй период развития связан с периодом формирования государства. Третий период развития связан с правлением Петра I и Екатерины II. Четвертый период развития связан с после революционным периодом, и пятый период с постоветским и до наших дней.  Перечисленные нормативные акты установили, что деятельность местных Советов, которые были представительными органами, была прекращена.  Их функции были возложены на исполнительные органы в системе местного самоуправления. Выборы новых представительных органов местного самоуправления в большей своей части состоялись в 1994 году. Все вышеназванное говорит о том, что местное самоуправление имеет долгую историю и перенесло большое количество реформ.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.07.1991. № 29. Ст. 1010.
2. Закон СССР от 09.04.1990 № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
3. Какаадий, И.И. История развития местного самоуправления в история развития местного самоуправления в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2020. № 6. С. 261.
4. Шлевкова Т.В. Из истории земских учреждений в России // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/05/6339 (дата обращения: 25.12.2020).