ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСЛАНДИИ О ПРАВЕ НА ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕЛИГИОЗНЫМ УБЕЖДЕНИЯМ
Конференция: CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСЛАНДИИ О ПРАВЕ НА ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО РЕЛИГИОЗНЫМ УБЕЖДЕНИЯМ
Исландия, как страна с давними демократическими традициями, особое внимание уделяет соблюдением прав человека. Свобода совести и вероисповедания является фундаментальным правом человека, закрепленным в международных и национальных правовых актах. Право на отказ от исполнения гражданских обязанностей по религиозным убеждениям, хотя и не является широко обсуждаемой темой в Исландии из-за отсутствия обязательной военной службы, представляет интерес в контексте других обязательств, таких как медицинские процедуры, участие в общественных мероприятиях или уплата церковного налога. Законодательство Исландии, регулирующее право на отказ от исполнения гражданских обязанностей по религиозным убеждениям, представляет собой совокупность нормативных актов. Развитие движения за национальную независимость в Исландии в XIX столетии привело к значительным изменениям в государственном устройстве острова. Уже в июне 1849 года король Дании согласился удовлетворить требования местных либералов и националистически настроенных деятелей, утвердив новую Конституцию для всей Датско-Исландской монархии. Она ликвидировала существовавший ранее абсолютизм и вводила систему конституционной монархии, передавая основные полномочия датскому парламенту. Значительным событием стало празднование тысячелетия заселения Исландии в 1874 году, когда король Кристиан IX предоставил острову собственную Конституцию. Данный документ заложил основы действующей ныне исландской Конституции, укрепляя позиции Исландии как отдельной административной единицы в составе Датского королевства. Дальнейшее укрепление независимости произошло в 1918 году, когда Исландия была признана отдельным королевством, находящимся в личной унии с Данией. В следующем году страна приняла первую Конституцию Королевства Исландия. Тем не менее, полное завершение процесса обретения независимости состоялось в 1944 году, когда референдум подтвердил превращение Исландии в независимую республику. Новая Конституция Республики Исландия была принята Парламентом 17 июня того же года. Впоследствии, данная Конституция претерпела серию существенных изменений. Всего было внесено семь поправок, значительная часть которых затрагивала структуру избирательной системы страны и порядок проведения выборов.
Основным источником права в Исландии является Конституция Исландии. Статья 62 провозглашает Евангелическо-лютеранскую церковь Исландии государственной, но статья 63 гарантирует равенство всех религиозных объединений перед законом. Статья 64 закрепляет право каждого на свободу вероисповедания, включая право не принадлежать к религиозным организациям, что создает правовую базу для отказа от действий, противоречащих личным убеждениям [1]. Эти положения соответствуют международным стандартам.
Дополнительно к Конституции действует ряд специальных законов, регулирующих право на отказ от исполнения гражданских обязанностей по религиозным убеждениям. Один из таких законов — Закон о зарегистрированных религиозных и мировоззренческих объединениях [2], который подробно регулирует деятельность религиозных организаций и их права, включая возможность для граждан отказаться от уплаты церковного налога, если они не принадлежат к зарегистрированной религиозной общине. Это право было особенно актуально до 2020 года, когда церковный налог взимался в пользу государственной церкви. Одним из заметных примеров законодательной дискуссии в Исландии был законопроект 2018 года [3], о запрете обрезания по немедицинским (религиозным) мотивам, который вызвал протесты со стороны еврейских и мусульманских общин. Хотя законопроект не был принят, он продемонстрировал напряженность между защитой религиозных свобод и общественными ценностями, такими как права детей. Это подчеркивает, что в Исландии право на отказ по религиозным убеждениям может сталкиваться с ограничениями, если оно противоречит другим фундаментальным правам. Научные статьи, такие как работа Арндис А. К. Гуннарсдоттир (2018) на платформе "OpenEdition Journals", анализирует этот конфликт, указывая на необходимость четкого правового регулирования [4].
Современные исследования показывают, что исландское законодательство эффективно справляется с задачей защиты прав граждан на свободу вероисповедания и отказ от исполнения гражданских обязанностей. Статья «The Right to Be Exempted on Religious Grounds in Icelandic Basic Education» [5] исследует систему освобождения учащихся от участия в образовательных программах, связанных с религией, жизненными философиями или личными убеждениями в Исландии. В статье анализируются правовые основания и практика предоставления таких освобождений, а также обсуждаются вызовы и перспективы дальнейшего изучения этой темы. Особое внимание уделяется балансу между правом на свободу совести и обязанностями в системе образования, а также влиянию секуляризации общества на образовательные политики.
Отчёт Исландской ассоциации этических гуманистов «Siðmennt», «Important Human Rights Issues in Icelandic Society: Freedom of Religion and Conscience» [6] анализирует состояние свободы вероисповедания и совести в Исландии. В данной работе подчёркивается, что в стране существует государственная религия — Евангелическо-лютеранская церковь, которая получает значительную финансовую поддержку и привилегии, в то время как нерелигиозные и светские организации, такие как Siðmennt, не имеют равного правового статуса и финансирования, что является нарушением прав человека. Отчёт критикует несовершенство конституции Исландии, где сосуществуют статьи, предоставляющие особые права государственной церкви, и статьи, гарантирующие религиозную свободу, что приводит к дискриминации по признаку мировоззрения. В заключение, законодательство Исландии обеспечивает широкую защиту свободы совести, но не содержит специальных норм о праве на отказ от гражданских обязанностей по религиозным убеждениям, за исключением косвенного регулирования через законы о религиозных объединениях и правах пациентов. Гибкость правоприменения компенсирует этот пробел, но создает риски неопределенности. Дальнейшие исследования могут помочь уточнить и усовершенствовать действующие нормы, чтобы ещё лучше соответствовать современным вызовам и ожиданиям общества.
