Статья:

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Моторина Т.С. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 4(183). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/183/105482 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД РФ

Моторина Татьяна Сергеевна
магистрант, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово
Бобринев Руслан Викторович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

Вышеназванная ответственность, безусловно, является элементом и составной частью такого понятия, как юридическая ответственность. Она же является одним из фундаментальных институтов любой правовой системы государства, одним из сущностных признаков права, необходимым элементом механизма его действия.

В настоящее время среди ученых ведутся различные дискуссии о том, что
следует понимать под юридической ответственностью. В юридической литературе существует огромное количество подходов к определению понятия юридической ответственности, но в данном случае можно остановиться на подходе, предлагаемым Н.И. Матузовым и А.В. Малько. Они исходят из того, что понимают «способ реагирования государства на правонарушение, осуществление предусмотренных законом санкций». При этом привлечение лица к ответственности за совершение противоправного деяния является одной из форм реализации права, выражающейся в его применении, так как в данном случае достигается та цель, на которую рассчитывал законодатель, вводя ответственность превентивное действие, в значении того, что преступления
и правонарушения не будут совершаться под действием угрозы наступления
соответствующего вида наказания, закрепленного в том или ином виде
ответственности. Традиционно юридическую ответственность подразделяют на вида: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную.
Стоит отметить, что КоАП РФ не закрепляет в себе легального понятия
административной ответственности.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности.

Необходимо сказать, что она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в КоАП РФ не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Но, считаю, возможным говорить об общественной опасности административных правонарушений (хотя степень этой опасности в большинстве случаев меньше, чем у преступлений). Примерами здесь могут быть административные правонарушения: на транспорте и в области дорожного движения, нарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике. Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:

1) основанием привлечение к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;

2) к ней привлекаются не только физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации);

3) она состоит в официальном осуждении и применении к виновным административных наказаний;

4) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами;

5) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Н.В. Витрук приходит к выводу, что «административная ответственность по социальной природе и назначению есть государственно-правовое осуждение (порицание) и справедливое наказание за особого рода общественно опасное противоправное поведение (действие или бездействие), квалифицируемое законом (федеральным или региональным) как административное правонарушение, назначенное судом, компетентными органами и лицами в специальной административно-юрисдикционной процедуре и выражающееся в реальном претерпевании правонарушителем ограничений (лишений) его личных, имущественных и иных прав и свобод».

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения является частным случаем административной ответственности вообще применительно к такой сфере общественной жизни, как дорожное движение, поэтому и само понятие «административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения» следует рассматривать через призму как общего понятия «административная ответственность», так и понятия «дорожное движение». Понятие «дорожное движение» является нормативно определенным и содержится в п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».

Согласно положениям которого «дорожное движение» — это «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог». При этом термин «дорога» определяется в ПДД как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения» и включает в себя «одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».

Там же содержится определение транспортного средства, а также проезжей части, тротуара, обочины и разделительной полосы как составных частей (элементов) понятия «дорога». Нормативные определения понятиям «стоянка», «участник дорожного движения», «водитель», «пешеход», «пассажир» также содержатся в п. 1.2 Правил дорожного движения. Таким образом, только в совокупности всех приведенных выше нормативных формулировок можно уяснить смыл такого сложного и емкого термина, как «дорожное движение», определив его нормативный смысл как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью специально предназначенных для этого устройств (транспортных средств) или без таковых в пределах обустроенной или приспособленной и используемой для движения таких устройств полосы земли либо поверхности искусственного сооружения, предназначенной для движения безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов, участниками которых могут выступать водители транспортных средств и приравненные к ним лица, их пассажиры, а также пешеходы и приравненные к ним лица.

И даже при такой формулировке анализируемого нами понятия за ее пределами остаются такие специальные термины, как «водитель», «пассажир», «пешеход», «обочина», «разделительная полоса», «остановка» и «стоянка». С термином же «административная ответственность» дело обстоит гораздо сложнее, поскольку, несмотря на его как нормативную, так и обыденную восприимчивость, а также на многогранность и многоаспектность его сущностного выражения в трудах отечественных юристов, этот юридический термин до сих пор не имеет не то что своего легального воплощения, но даже единого подхода к его определению среди ученых-административистов.

Объективная сторона состава проступка – это внешнее проявление общественно опасного посягательства на объект, находящийся под охраной административно-правовых санкций. Согласно этому, объективную сторону состава административного правонарушения образуют признаки, характеризующие внешние проявления совершённого действия (бездействия). То есть, это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону правонарушения. При этом, особого внимания заслуживает позиция И.В. Тимошенко, о том, что, несмотря на огромную роль научных определений в правоведении и в практической жизни, только законодательно закрепленное определение того или иного понятия (емкое, краткое и в то же время всеобъемлющее) может придать ему высшую качественную ценность в аспекте его эффективного восприятия людьми и отражения в их правосознании. В этой связи в качестве одного из терминологических недостатков понятийного аппарата российского законодательства об административной ответственности, требующим своего устранения, отсутствие в КоАП РФ нормативно закрепленного определения термина «административная ответственность», что не только обедняет само его содержание, но и лишает стержневой направленности многие содержащиеся в нем нормы.

 

Список литературы:
1. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. С. 215.
2. Никулина, О.В. Административная ответственность: понятие и цель // Вестник Белгородского ЮИ МВД России. – 2007. – № 2. – С. 33-34.
3. Якуба, О.М. Административная ответственность. – М.: Юридическая литература. – 1972. – С. 71.