Статья:

Криминологическая характеристика личности преступлений экстремистской направленности

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Заськина А.В. Криминологическая характеристика личности преступлений экстремистской направленности // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Криминологическая характеристика личности преступлений экстремистской направленности

Заськина Анна Владимировна
студент юридического факультета РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово
Шелестюков Виталий Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц. кафедры уголовного права и процесса, юридического факультета РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово

 

На сегодняшний день экстремистская деятельность представляет собой одну из наиболее опасных угроз конституционному строю и безопасности государства. В 2002 году был принят Закон «О противодействии экстремистской деятельности», который сыграл важную роль на концентрации внимания правоохранительных органов на данной проблеме. Несмотря на все предпринятые меры, экстремизм и все его составляющие продолжают оставаться причиной дестабилизации социально-политической ситуации в Российской Федерации (далее РФ).

Поэтому закономерно, что в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, установлено: «Россия при обеспечении национальной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими посягательствами» [2].

Любое усовершенствование, в том числе и правоохранительных мер, не может происходить без глубокого и детального анализа криминологической характеристики преступлений, в данном случае – преступлений экстремистской направленности.

Вся сложность конструкции составов экстремистских преступлений не дает точно выяснить, кто есть экстремист – хулиган, осквернитель могил, вандал или кто-то иной.

Среди лиц, совершавшие преступления экстремистской направленности, основной массой являются социально неадаптированные молодые люди 15–25 лет [7]. Чаще всего, эти лица не имеют работы, не обучаются в образовательных учреждениях и входят в устойчивые агрессивные группы. Именно эти лица чаще всего совершают массу преступлений из хулиганских побуждений, а также склонны к устареванию массовых беспорядков. Данную группу в науке делят на 2 подгруппы [9, с. 221]:

1.  Играющий тип. В этой личности очень ярко выражаются ее эмоции, перемены настроения. У данной личности, как правило, средние волевые качества. Именно поэтому, эти лица не относят себя к экстремистам. К этому типу относятся лица от 17 до 24 лет, которые не имеют постоянного места работы, холосты, образование среднее или средне специальное. Такие лица в большинстве случаев совершают преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Данному типу характерны: деформация структуры социальной направленности, неустойчивые и противоречивые свойства личности, низкий уровень правосознания, отсутствие четких границ между моральным и аморальным.

2.  Зависимый тип. Данный тип отличается от играющего типа, тем, что личности этого типа характеризуются низкими волевыми свойствами личности. Очень часто, поэтому совершается преступление в состоянии зависимости от коло-либо из своего окружения. Такие преступления в большинстве случаев совершаются группой лиц по закону толпы: я как все. Признание вины частично или полностью свойственно в подобных случаях.

Наряду с идейными исполнителями большую общественную опасность представляют организаторы и спонсоры экстремистских сообществ, а также политические деятели, готовые устанавливать контакты с экстремистами и обеспечивать им политическое прикрытие в обмен на создание желательного климата в обществе [8, с. 222]. Представленная группа характеризуется лицами более старшего возраста, у которых достаточно высокий уровень образования, большой материальный достаток. Они редко сами принимают участие в массовых мероприятиях. Если кто-то из них и привлекается к уголовной ответственности, то обычно за совершение иных преступлений: должностных, финансовых, в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических средств и т. п. У данных лиц мотивы вражды и ненависти к определенным социальным группам, бредовые идеи изменения миропорядка, как правило, отходят на второй план. На первом плане стоят более высокие цели установления контроля над ресурсами и достижения конкурентных преимуществ в борьбе за передел сфер влияния, власти.

Экстремист обычно личность с ярко выраженной ксенофобской направленностью, т.е. по своему содержанию это те идейные лица-исполнители, как первого, так и второго типа.

При определении ксенофобии, необходимо разграничить ее с толерантностью. Ксенофобия и толерантность это два различных способа восприятия мира. При толерантном восприятии, мир воспринимается как неизвестный и поэтому интересный, при ксенофобии – как не неизвестный и поэтому угрожающий. Таким образом, ксенофобию можно рассматривать как частное проявление более общего отношения человека к окружающему миру как к угрожающему.

Ксенофобия может проявляться в виде агрессии, зависти, страха или в чувстве собственного превосходства. Центром психологического переживания при ксенофобии является страх перед чем-то непохожим, неизвестным, неопределенным, и поэтому ксенофобию можно рассматривать как низкую устойчивость к неопределенности. Это ярко выражается в нетерпимости к любым отличиям: политическим, религиозным, гендерным и т.д., которые не свойственны самой личности. Данный факт объясняет, почему объяснения ксенофобов чаще всего неубедительны либо вообще отсутствуют. Они могут говорить, что они не приемлют некоторые особенности внешнего вида, либо рассказывают свои негативные эмоции, которые у них возникли перед совершением преступления, но это все не является определенной причиной преступления.

Национальность, так же как и пол, рассматриваются личностью как неизменная характеристика. Это обусловлено тем, что личность с рождения идентифицирована с определенной социальной группой. Если же политические и религиозные группы подвержены изменениям, т.к. зависят от желания индивида, то национальная группа определена с рождения и сохраняется внутри более устойчивой социальной группы – семьи. Именно поэтому среди преступлений экстремисткой направленности наиболее распространенные преступления, совершенные по национальным, политическим и религиозным мотивам.

На основании выше изложенного, следует сделать вывод, что в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года сформулированные основные меры борьбы и профилактики против преступлений экстремисткой направленности позволят уменьшить как условия появления и формирования ксенофобской личности, так и поможет привлечь к ответственности лиц, организующих и финансирующих такие преступления.

30 ноября 2016г. Президент РФ В.В. Путин в своем указе изложил основные задачи концепции внешней политики РФ, в частности создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе, на основе эффективного и системного взаимодействия государств, без политизации и двойных стандартов, активно использующей возможности гражданского общества. Выполнение этих и других задач позволит реализовать профилактику не только в внутри РФ, но и на международной арене.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, Ст. 3031,
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), Ст. 212.
3. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2016 (Дата обращения: 5.11.16)
4. Алымбеков Б.М. «Криминологическая характеристика международного экстремизма» Журнал Бизнес в законе. 2011. №1. С. 142–144.
5. Валеев А.Х. «Криминалистическая характеристика преступлений экстремистской направленности» // Журнал Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5. С. 226–229.
6. Ившин В.Г., Кондаков А.С. «Криминалистическая характеристика личности преступника-экстремиста» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. №5. С. 155–157.
7. Монаков И.В. «Молодежный экстремизм: структура и криминологический анализ» // Журнал Черные дыры. 2011. №2. С. 115–117.
8. Пестерева Ю.С., Чекмезова Е.И. «К вопросу о личности экстремиста» // Вестник Омской юридической академии. 2012. №2(19). С. 108–110.
9. Сарычева И.В. «Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений экстремистской направленности» // Журнал Общество и право. 2014. №3(49). С. 220–224.
10. Справка о судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dobrinsud.lpk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=64 (Дата обращения: 5.11.16).
11. Яковлев В.В. «Особенности детерминации экстремистских проявлений и характеристик личности преступника-экстремиста в Северо-Кавказском Регионе» // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. №4. С. 209–211.