Статья:

Проблематика правового статуса ЦБ РФ

Конференция: CXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Клименко Г.А. Проблематика правового статуса ЦБ РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(129). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(129).pdf (дата обращения: 30.11.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблематика правового статуса ЦБ РФ

Клименко Георгий Александрович
магистрант, Высшая школа государственного аудита (факультет), МГУ, РФ, г. Москва

 

Статус ЦБ РФ на сегодняшний день строго не закреплен. Банк России обладает признаками юридического лица, но и при этом вправе применять меры государственного принуждения, осуществлять административно-юрисдикционную деятельность, принимать акты, которые по своей сущности и содержанию носят характер нормативных, которые обязательны для исполнения. Банк России также взаимодействует с Правительством РФ, Государственной Думой РФ. Изложенное позволяет говорить об активном участии Банка России со всеми ветвями государственной власти. Неопределенность правового статуса Банка России может негативным образом сказаться на реализации функции по обеспечению экономической безопасности с учетом постоянного увеличения контрольно-надзорных полномочий мегарегулятора.

Исходя из исключительного полномочия Центрального Банка на денежную эмиссию по ч. 1 ст. 75 в совокупности с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ; из наделения Центрального Банка правом принимать нормативные акты;  из колоссальных объемов государственной собственности, управление которыми осуществляет Центральный Банк; из иных монопольно осуществляемых Центральным Банком функций, включая регулирование деятельности коммерческих банков и банковский надзор, а также в развитие логики ч. 2 ст. 75 Конституции РФ - следует уточнить статус Центрального Банка как органа государственной власти и его место в системе разделения властей. Представляется недопустимым под предлогом важности «независимости» Центрального Банка ограничивать его подконтрольность народу через представительную власть и формируемый ею контрольно-счетный орган (Счетную палату РФ).

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» внесены достаточно существенные изменения в отечественную модель конституционного устройства. Они представляют собой наиболее масштабную реформу действующей Конституции РФ: предполагаются изменения комплекса норм, находящихся в ее главах 3 - 8, т.е. во всех главах, в которые поправки могут вноситься в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 136 Конституции РФ. Данная конституционная реформа преследовала цель оптимизации системы государственной власти, перераспределения полномочий между различными органами власти. Однако, правовой статус Центрального Банка в новой редакции Конституции РФ так и остался без конкретизации. При этом, Конституционный Суд РФ в своих решениях уже неоднократно подчеркивал, что Банк России по сути является органом государственной власти, поскольку реализует функции государственного принуждения [3].

В этой связи считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство и дополнить ч. 1 ст. 75 Конституции РФ следующей фразой: «…исключительно Центральным банком Российской Федерации, являющимся самостоятельным органом государственной власти». Соответствующие изменения и дополнения необходимо будет внести и в иные законодательные акты.

Требуется и уточнение целей деятельности Центрального Банка. Закрепления в качестве конституционной функции Центрального Банка лишь поддержания устойчивости национальной денежной единицы недостаточно. В ситуации, когда членство в ВТО накладывает на Россию ограничения в части использования ряда инструментов защиты внутреннего рынка и поддержки национальных производителей, актуально закрепление среди целей и задач деятельности Центрального Банка обеспечения условий кредитования предприятий реального сектора национальной экономики не в меньшем размере, чем у зарубежных конкурентов.

Важнейшим инструментом административно-правового обеспечения экономической безопасности в деятельности Центрального Банка является применение мер административной ответственности. Деятельность Банка России в сфере административно-юрисдикционной деятельности также требует своего совершенствования.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция)
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «КонсультантПлюс».