Стандарты взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Стандарты взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
Взаимодействуя с общественными объединениями – власть представляет собой вполне сложный и многоаспектный процесс. Общественные объединения, служат посредником между государством и общностью, представляют интересы населения, организуя публичный диалог по общественно значимым вопросам. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» – общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности, политическая партия[1]. В способность общественных объединений входит осуществление исследовательской работы по изучение коррупции, а так же борьбы с нею. Возможность заниматься образовательной антикорруцпционной деятельностью. Условия информационной деятельности дают возможность общественным некоммерческим организациям проводить постоянный анализ ситуации в различных сферах общественной жизни на предмет коррупции. К примеру, можно привести общественный мониторинг деятельности судов, правоохранительной системы в целом, что на сегодняшний день имеет чрезвычайную актуальность. Поэтому общественные объединения вполне могут вести компетентный мониторинг коррупционных моментов в таких системах как образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных хозяйств и других сферах.
Следует обратить особое внимание на то, что коррупция – на сегодняшний день представляет собой настоящую угрозу, которая влияет на функционирование государственного управления, при этом проявляясь как в вертикальных, так и горизонтальных общественных связях, ставя препятствия развитию государственных и общественных отношений, затрагивая повседневность жизни обычных граждан, препятствуя нормальной жизнедеятельности. Так, коррупционность в системе публичных общественных отношений является наиболее обсуждаемой проблемой в обществе. Поэтому коррупция прямым образом способствует незаконности общества, повышает организованную преступность, расширяет не только возможности «отмывания денег» и получает доступ к политической власти. Таким образом, такие действия коррупции приводят к нанесению ухудшения устойчивого развития и правопорядка, увеличивает социальную напряженность и содействует в снижении престижа страны на мировом сообществе уровня[3]. Отсюда следует, что если на сегодня, не поставить действенные меры по противодействию коррупции, то ее масштабы с каждым разом будут стремительно разрастаться, при этом затрагивая новые сферы деятельности государства.
Вопреки тому, что в борьбе с коррупционной преступностью производится, довольно огромная работа, нам приходится сталкиваться с такой проблемой, как недоверие граждан к органам внутренних дел, которые связаны с аппаратом чиновничьей власти и стражей ее интересов, а не самого населения. В обществе существует актуальная потребность в действенном контроле противодействия такой проблеме со стороны общественности. Так, Президент Российской Федерации затрагивает в необходимости противодействия коррупции с применением общественности, отмечая, что общественные объединения не должны становится в какую-то другую контрольную инстанцию, ведь они необходимы в качестве инструмента народного управления[2]. Затрагивая тему общественных объединений, выделяются такие организации, которые определяют себя как прописанные в уставах как антикоррупционные. Приведем некоторые примеры таких организаций: Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»; «Ассоциация юристов России»; Общественная организация «Национальный антиккорупционный комитет»; Межрегиональная общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»; «Ассоциация адвокатов России за права человека»; «Московское бюро по правам человека»; Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенс и Интернешнл-Р» (включено в реестр иностранных агентов); Фонд борьбы с коррупцией (включено в реестр иностранных агентов) и другие. Системность, в действиях общественных объединений по противодействию коррупции, в котором поставлен механизм взаимодействия сил, реализующие самостоятельную борьбу. Так, можно отметить, что внимание общественности в механизме объединения усилий с органами внутренних дел, стало быть, с общественными объединениями, построено либо слабо, либо вообще не имеется. Поэтому, говоря о системности общественных объединений, требуется развитие такой системы. Ведь сама системность общественных объединений является неотъемлемой частью гражданского общества. И с их поддержкой люди смогут общими силами решать общие проблемы, удовлетворять потребности и защитить интересы в сфере экономики, политики, культуры, в прочем, во всех отраслях общественной жизни. Это организации, которые не зависят от государства, которые могут повлиять на государственные институты, а так же защищать от необоснованного их вмешательства в общественную жизнь. Конституционно право граждан на объединение – является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.
Эффективная практика, на сегодня, взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в защите общественного порядка имеют с такими организациями как, волонтерские движения, народные дружины, казачьи и ветеранские объединения. Появляется возможность в достижении успехов при объединении усилий, а так же в противодействии коррупции с подготовленными общественными объединениями.
Наличие административных барьеров – является одной из проблем, которая формирует возникновение коррупционных проявлений и затрудняющих диалог с общественными объединениями. Процесс преодоления таких барьеров должен являться надежной организованной деятельностью, которая основана на нормативных правовых актах. Из-за отсутствия правовой регламентации отрицательно проявляется на любом из направления деятельности государственных органов, в том числе и на преодолении административных барьеров в процессе реализации правоохранительной деятельности.
Таким образом, рассмотрев данную тему, мы пришли к выводу о том, что необходимо выработать новую форму объединения усилий органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере противодействия коррупции, предполагающая всесторонний механизм взаимодействия, который будет работать объективно, без субъективного вмешательства и рентабельной в сфере отношений. Поскольку такой механизм представляется как социальное партнерство в правоохранительной сфере, определяющий вид общественных отношений и своеобразный по формам реализации способ совместной деятельности правоохранительных и других социальных субъектов в лице структур гражданского общества. При современной жизни создание отношений государства и общества в сфере противодействия коррупции требуется действенно направлять силы на организацию взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в форме партнерства как стратегического фактора обеспечения национальной безопасности в области экономики.