Статья:

К вопросу внутреннего финансового аудита в органах государственной власти Российской Федерации

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Лашина С.В. К вопросу внутреннего финансового аудита в органах государственной власти Российской Федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(39).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу внутреннего финансового аудита в органах государственной власти Российской Федерации

Лашина Светлана Валерьевна
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Повышение результативности бюджетной политики является важной задачей на современном этапе развития Российской Федерации, так как в настоящее время реализуются масштабные проекты в экономической и социальной сферах [1, с. 106]. В этой связи необходимо отметить важность финансового контроля и аудита за использованием органами государственной власти ресурсов, выделяемых на проведение реформ и реализацию национальных проектов, что является неотъемлемой частью процесса государственного управления. Для законного, целесообразного и эффективного использования бюджетных средств органами власти осуществляется финансовый контроль и аудит.

В настоящее время можно говорить о реформировании законодательства, регулирующего внутренний финансовый аудит (далее - ВФА) в органах государственной власти Российской Федерации.

Вопрос необходимости реформирования системы ВФА, осуществляемого органами государственной власти,  был поднят Счетной Палатой Российской Федерации. По итогам  отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ достижения федеральными органами исполнительной власти целей ВФА и влияние их результатов на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств в 2016–2018 годах»  Счетная палата Российской Федерации пришла к выводу, что цели ВФА не достигаются, а его влияние на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств несущественно. Практика правоприменения свидетельствует о том, что под видом ВФА проводится ведомственный контроль, контроль учредителя, контроль в сфере закупок и иные виды контроля [2, с. 100].

В связи с вышеперечисленными проблемами были внесены изменения в статью 160.2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3]. Так, приведено определение ВФА, расширен перечень его субъектов за счет получателей бюджетных средств. Установлено, что ВФА направлен на оценку надежности внутреннего финансового контроля, подготовку предложений по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности, подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств. Также изменению подлежал и уровень правового регулирования деятельности по осуществлению ВФА. Согласно части 5 вышеуказанной статьи ВФА должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами с 1 января 2020 года.

В течение 2019-2020 годов Минфином России был разработан ряд федеральных стандартов в области ВФА. При их формировании использован дифференцированный подход, в соответствии с которым федеральные стандарты принимались по отдельным темам, то есть регулировали определенный предмет ВФА.

Федеральные стандарты ВФА приняты по вопросам терминов, принципов и задач ВФА, прав и обязанностей должностных лиц при осуществлении ВФА, порядку передачи полномочий по осуществлению ВФА, планированию и проведению ВФА, реализации результатов ВФА.

Однако при правоприменении нередко возникают сложности. Например, предлагаю обратиться к Аналитическому отчету Федерального казначейства Российской Федерации о результатах проведения аналитического мероприятия № 1 по теме «Оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета ВФА в 2019 году» [4, с. 21].

По итогам данного мероприятия выявлено, что не во всех главных администраторах был должным образом организован ВФА.

Так, 6 главными администраторами ВФА в 2019 году не осуществлялся в соответствии с подзаконным регулированием (в том числе в связи с неукомплектованностью штата субъекта ВФА).

Таким образом, при рассмотрении вопроса организации и осуществления ВФА в органах государственной власти необходимо выделить позитивную тенденцию в развитии нормативно-правового регулирования ВФА.

Тем не менее, на практике не хватает методических рекомендаций (разъяснений) по применению положений федеральных стандартов ВФА. Данная деятельность осуществляется Министерством финансов Российской Федерации [5], но есть необходимость вести более активную работу в этом направлении для формирования единообразия в применении федеральных стандартов.

Также хотелось бы отметить проблему, что требование по обязательной организации и осуществлению ВФА не учитывает особенности и возможности отдельных органов исполнительной власти (их структуру, штатную численность, наличие или отсутствие подведомственных учреждений и т.д.).

В первую очередь это касается не федеральных органов исполнительной власти, а именно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [6, с. 11-14.].

Наконец, можно отметить, что в качестве перспектив развития ВФА в органах государственной власти можно рассмотреть вопрос о включении ВФА в состав внутреннего аудита. ВФА оценивает эффективность внутреннего финансового контроля, который направлен на достижение результатов осуществления финансового менеджмента.

Внутренний аудит по другим направлениям оценивает эффективность внутреннего контроля, направленного на достижение результатов по этим направлениям деятельности организации государственного сектора. Так, цели, задачи и методы ВФА и внутреннего аудита схожи, они различаются только предметом аудита. [7, с. 11-14].

Таким образом, предлагается в бюджетном законодательстве вместо понятия ВФА закрепить понятие «внутренний аудит». Это позволит осуществлять в организациях государственного сектора на основе единой методологии и общего (внутри организации) правового регулирования внутренний аудит без выделения в нем внутреннего финансового аудита с сохранением его значимости для осуществления финансового менеджмента.

 

Список литературы:
1. Доклад об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfinru/common/upload/library/2015/07/main/doklad_ obosnovnykhnapravleniyakhpovysheniya_effektivnosti_raskhodov_federalnogo_budzheta.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
2. Бюллетень № 12 (264) І 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/94c/94c3bb7832f1299608967f07f83da330.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
4. Аналитический отчет Федерального казначейства о результатах проведения аналитического мероприятия № 1 по теме «Оценка осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового аудита в 2019 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/eec/analiticheskiy-otchet.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
5. Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 02-02-05/98727 «Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // СПС КонсультантПлюс.
6. Лагутин И.Б. К вопросу об организации внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Финансовое право, 2020, № 5. 
7. Проект Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления с проектом плана мероприятий по ее реализации (от 25 марта 2016 г.) // СПС КонсультантПлюс.