СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По сравнению с отношениями, существующими в живой и неживой природе, социально-общественные отношения познаются значительно сложнее, действующие в социуме закономерности и правила строятся весьма субъективистским образом, еще сложнее они становятся в процессе реализации их человеком, так как законы и формулы, подобные математике или физике, в социуме более подвержены личностной оценке и трактовке.
Текущему этапу формирования механизма государственного управления свойственно повышенное внимания к такой значимой его составляющей как муниципальная служба. Наличие квалифицированных кадров для органов муниципальных образований выступает одним из инструментов повышения эффективности деятельности органов муниципальных образований. Отсутствие у специалистов муниципального звена необходимых знаний и требуемых профессиональных навыков приводит к принятию управленческих решений низкого качества, утрате авторитета органов муниципальных образований у населения и в результате к трансформации самого института местного самоуправления. Без эффективно действующего местного самоуправления построить демократическое государство невозможно, как и гарантировать решение вопросов жизнеобеспечения населения всей страны, в независимости от того, где проживают ее граждане: в маленькой деревне, небольшом городе или мегаполисе.
С государством и правом неразрывно связана вся система государственной службы. Государство свои функции реализует через деятельность своих служащих.
Институт государственной службы сформировался еще в период создания буржуазных конституций. Тем не менее нельзя сказать, что в буржуазных государствах до утверждения писаных конституций института государственной службы не существовало. При этом, понятие «муниципальная служба» в России было включено в законодательство лишь после утверждения Конституции Российской Федерации 1993 г. [1] (далее - Конституция РФ). До этого как социальный институт муниципальная служба не существовала и не применялась в законодательстве в качестве правового понятия.
Муниципальная служба представляет собой одну из ветвей системы местного самоуправления. Для эффективного функционирования механизма государственного управления требуется, чтобы каждый из его структурных элементов был эффективным. Только так возможно добиться государственного развития. Местное самоуправление как раз-таки формирует необходимые условия для сближения государственной власти с населением.
Муниципальное управление следует считать особым видом управленческой деятельности, производимой должностными лицами органов муниципальных образований и органами местного самоуправления.
Их основной задачей выступает гарантирование нормальных условий жизни для граждан на местах, удовлетворение их интересов и потребностей, а также содействие территориальному развитию муниципального образования в целом.
Муниципальная служба в понимании ее как профессиональной деятельности наделяется особенным содержанием по сравнению с другими областями профессиональной деятельности. В первую очередь следует упомянуть особый управленческо-коммуникативный, нормативно-правовой и публичный характер, который присущ муниципальной службе.
Форма деятельности, реализуемая муниципальными служащими на должностях в органах муниципальных образований, в основном состоит в реализации функций, возложенных на эти муниципальные органы (организации, мотивации, планирования, регулирования, анализа и контроля за состоянием дел в муниципальном образовании), которые направлены на решение вопросов жизнедеятельности населения этого муниципального образования [2, с. 59].
Большое значение имеет также и то, что регламентацию правового положения муниципальных служащих, формирование их прав и обязанностей, гарантий осуществления их деятельности, осуществляют в основном нормативно-правовые акты административного и трудового права. Так, ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] (п. 2 ст. 3) напрямую закрепляет положение о том, что на муниципальных служащих распространяется законодательство о труде, и они принимаются на муниципальную службу на основании трудовых договоров.
Нормы ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон о муниципальной службе) осуществляет более подробную регламентацию института муниципальной службы. Согласно данному нормативному акту под муниципальной службой следует понимать профессиональную деятельность лиц, которая производится на должностях муниципальной службы, замещаемых на основании заключаемого трудового договора (контракта) на постоянной основе. Указанное правовое регулирование объединяет должностных лиц муниципальных образований с работниками организаций, предприятий, а также сотрудниками частного бизнеса в основаниях возникновения трудовых отношений, но и в построении режима рабочего времени и отдыха, оплаты труда, графика отпусков, оснований увольнения и порядка рассмотрения трудовых споров.
При этом институт муниципальной службы имеет огромное число составляющих, которые отличают этот институт от института трудовой деятельности простого сотрудника. Для должностного лица муниципального образования нанимателем является само муниципальное образование, от имени которого права и обязанности нанимателя реализует представитель нанимателя (непосредственный работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть, как глава муниципального образования, там и руководители исполнительного и представительного органа власти местного самоуправления, председатель контрольно-счетного органа муниципального образования, председатель избирательной комиссии или иное лицо, уполномоченное осуществлять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
К основным принципам института муниципальной службы, согласно ст. 4 Закон о муниципальной службе, следует отнести:
- преобладающее значение прав и свобод человека и гражданина;
- равный доступ граждан, которые владеют государственным языком РФ, к муниципальной службе и единые условия ее осуществления независимо от пола, расы, места жительства, отношения к религии, убеждений, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также от иных условий, не связанных с профессиональными характеристиками должностного лица муниципального образования;
- профессионализм и грамотность муниципальных служащих;
- устойчивость института муниципальной службы;
- доступность информации о работе муниципальных служащих;
- обязательное взаимодействие как с гражданами, так и с общественными объединениями;
- единство требований к муниципальной службе, а также учет при прохождении муниципальной службы исторических и культурных традиций местного населения;
- правовая и социальная застрахованность муниципальных служащих;
- ответственность сотрудников муниципальных органов за неисполнение своих должностных обязанностей;
- вне политичность муниципальной службы [4, с. 66].
Единство принципов государственной гражданской службы и муниципальной службы несомненно формирует сходство элементов правового положения гражданских и муниципальных должностных лиц. Однородный состав элементов правового статуса должностных лиц объясняется содержанием функций, возложенных на них, которые обусловлены необходимостью реализации государственного и муниципального управления.
Государственная и муниципальная служба призваны гарантировать функционирование механизма государственного управления, в том числе органов местного самоуправления.
Различия в правовом статусе гражданских и муниципальных должностных лиц формируются в соответствии с территориальным масштабом их деятельности и специфики компетенций и полномочий государственных и муниципальных органов. Специфика правового статуса служащего государственных органов заключается в реализации федеральных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, а специфика правового положения должностного лица органа муниципального образования проявляется в осуществляемых ими полномочиях – решение вопросов местного значения.
Изменения, которые были внесены в нормативно-правовые акты в отношении порядка прохождения службы на муниципальных должностях несомненно указывают на повышение значимости социального статуса служащих муниципального образования.
Так, в ст. 5 Закона о муниципальной службе был специально добавлено положение объединяющее муниципальную и гражданскую государственную службу РФ посредством закрепления единых квалификационных требований к служащим обеих систем: были предусмотрены единые ограничения и обязательства; общие требований к профессиональной подготовке, переподготовке должностных лиц; были выработаны единые правила подсчета стажа муниципальной службы при формировании стажа государственной гражданской службы и подсчета стажа государственной гражданской службы при формировании стажа должностных лиц муниципальной службы; были разработаны условия государственного пенсионного обеспечения лиц, проходивших муниципальную службу, и лиц, которые трудились на должностях государственной гражданской службы, в том числе членов их семей в случае потери кормильца; были разработаны критерии соотнесения условий оплаты труда и правил предоставления социальных гарантий для служащих. Все эти изменения поставила правовой статус государственного и муниципального должностного лица на один уровень.
Так же следует отметить и то, что на федеральном уровне впервые была проведена классификация должностей муниципальной службы, их разграничение на группы, что нашло свое отражение в нормах ст. 8 Закона о муниципальной службе. В то же время закрепление соотношения должностей муниципальной и государственной гражданской службы субъектов РФ с учетом квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу работы по специальности, стажу муниципальной службы, профессиональным знаниям и навыкам, которые необходимы для исполнения обязанностей, предъявляемых к таким должностям было отнесено к регулированию законом субъекта РФ.
При этом существует вероятность того, что результатом действия подобной нормы может стать отсутствие для муниципального служащего возможности для нормального перехода или поступления на муниципальную должность, например, в случае его переезда из одного субъекта РФ в другой.
В то же время от остальных категорий трудящихся должностные лица муниципальных образований значительно отличаются по объему предоставляемых им прав, налагаемых на них обязанностей, мер дисциплинарной ответственности, иных социально-правовых гарантий.
При этом стоит отметить, хотя нормы Закона о муниципальной службе и говорят на возможность применения к трудовым отношениям с муниципальными служащими норм трудового законодательства, но приоритет этих норм законодательно не закреплен. В итоге, существующий принцип совместной регламентации прохождения муниципальной службы нормами трудового и муниципального законодательства не всегда способен оказать правильное воздействие на регулирование института муниципальной службы, так как в таком случае не всегда будет приниматься во внимание именно статус муниципального служащего и публичность его функций.
Например, в регулировании института муниципальной службы несомненно преобладание императивного режима правового регулирования. Весьма верным представляется предложение Л.А. Запольновой, которая предложила в рамках реформ, проводимых в области правового обеспечения данного института реализацию позитивного потенциала публично-правового регулирования складывающихся в данной области отношений на основе их подробного регулирования нормами и институтами административного права. Автор указывает на то, что следовало бы предложить вместо трудового контракта, который обязаны заключить работодатели с работниками организаций различных форм собственности, согласно нормам Трудового кодекса РФ, заключать с служебный контракт с должностными лицами муниципальных органов власти. Особенностью данного документа должна стать всю совокупность отношений, которые подлежат регулированию на личностном уровне, формирующихся у лица при поступлении на работу, и дальнейших условий прохождения и прекращения муниципальной службы и содержать в себе все особенности данных процедур [5, с. 21].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что муниципальная служба представляет собой уникальное социальное, правовое, организационное явление, представляющее собой профессиональную деятельность, содержание, формы и методы которой направлены на гарантирование осуществление полномочий муниципальных образований.
Эффективность аппарата муниципальных образований в Российской Федерации, а именно в ее субъектах, в первую очередь зависит от того, в каком состоянии находится правовое регулирование статуса муниципальных служащих. Предусмотренная действующим законодательством система статусоформирующих характеристик, упорядочивающая различные правовые формы и средства в общий правообеспечивающий процесс, выступает стабильной гарантией прочной и уравновешенной связи личного интереса должностного лица с эффективным результатом осуществляемых реформ, что является залогом улучшения правового регулирования деятельности и формирования всей муниципальной службы.
Повысить эффективность правового регулирования статуса должностных лиц муниципальной службы возможно посредством внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты о муниципальной службе.
Только такой подход к пониманию эффективности правовой регламентации муниципальной службы в смысле правового обеспечения статуса должностных лиц муниципального образования видится наиболее правильным для реализации в практической действительности мероприятий по реформированию системы муниципальной службы, озвученных у реализации Президентом РФ.