Публичное представительство: правовая природа и формы
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Публичное представительство: правовая природа и формы
PUBLIC REPRESENTATION: LEGAL NATURE AND FORMS
Elena Rukina
Student, Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA, Russia, Orel
Аннотация. В данной статье раскрыты правовая природа и формы публичного представительства, которые предполагают системность для слаженного и эффективного функционирования органов представительной власти и функциональных институтов публичного представительства. Параметры подсистемы данных органов власти определяются системой территориальных коллективов в государстве.
Аbstract. This article reveals the legal nature and forms of public representation, which presuppose consistency for the well-coordinated and effective functioning of the bodies of representative power and functional institutions of public representation. The parameters of the subsystem of these authorities are determined by the system of territorial collectives in the state.
Ключевые слова: публичное представительство, корпоративное представительство, публичная власть, система органов государственной власти.
Keywords: public representation, corporate representation, public authority, the system of public authorities.
Публичное представительство в современном государстве, основанном на принципе равноправия граждан и признании их участниками осуществления публичной (государственной) власти, двойственно. С одной стороны, публичное представительство народа - это правовой порядок установления организованным народом особых правовых личностей, наделенных различным объемом прав (полномочий) в осуществлении публичной власти. С другой - правовой режим объединения множества выражаемых этими субъектами интересов и властных притязаний в единую публичную волю: волю народа, волю государства, общенациональную волю [3, с. 511]. Следовательно, публичное представительство в современном государстве (публичное представительство народа) - это правовой режим самодеятельно и систематически осуществляемой дифференциации равноправных граждан в качестве субъектов публично-властных отношений, разделения процессов народного и государственного волеобразования, формирования воли народа и воли государства в условиях множественного публичного и сложного государственного интереса, обеспечения единства воли народа и воли государства в форме общенациональной воли.
В силу органичного развития государственности современное публичное представительство образует систему правоотношений, в которую интегрируются (могут быть интегрированы) предшествующие формы представительства: делегация и присутствие. Поэтому сохраняет актуальность теория В.М. Гессена о двух формах представительства: корпоративного (реального) представительства и общегражданского (народного) представительства [1, с. 102]. Их различия теперь очевидны. Во-первых, корпоративное представительство является представительством отдельной социальной группы. Народное представительство является представительством всех, или "числовой совокупности граждан, распределенных по избирательным округам". Во-вторых, корпоративное представительство - это представительство обособленных интересов ("представительство интересов"). Общегражданское представительство представляет народ в целом, вне зависимости от многообразия сосуществующих в нем притязаний. Это "представительство народа", форма его самоопределения в качестве субъекта правоотношений. Общегражданское представительство по общему правилу является выборным, а формируемый орган представительной власти (орган народного представительства) является коллегиальным. Корпоративное представительство может прибегать к любой процедуре дифференциации граждан и наделения полномочиями представителя, представителем интересов может быть как коллегиальный, так и единоличный орган, должностное лицо.
Корпоративное представительство сохраняется в современных системах публичного представительства постольку, поскольку его прежние задачи дополняются новыми. Это задачи: 1) представительства субъектов федераций в федеративных государствах и отчасти автономных регионов в составе децентрализованных унитарных государств; 2) интеграции меньшинств (общегражданское представительство всегда представительство большинства); 3) компенсации дефектов самого общегражданского (народного) представительства, которое перестало быть "транслятором" непосредственных интересов избирателей [4, с. 13].
Исследования показывают, что современная российская система публичного представительства объективирована в реальной общественно-политической жизни через широкий спектр видов, подвидовых состояний и организационно-правовых форм публичной власти. В структурном отношении она включает в себя в качестве наиболее крупных компонентов три вида: 1) территориально-властное представительство, 2) общественно-властное представительство и 3) международное публично-властное представительство [5, с. 40].
Территориально-властное представительство реализуется через три подвидовых состояния, какими являются федеральный, региональный и муниципальный уровень его объективного существования. Каждый из этих уровней представлен своими организационно-правовыми формами. На федеральном уровне это такие органы государственной власти как Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание. На региональном уровне выборные главы субъектов РФ, региональные законодательные (представительные) органы государственной власти и иные избираемые населением органы государственной власти. На муниципальном уровне - выборные главы муниципальных образований, представительные органы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления.
Общественно-властное представительство имеет два подвидовых состояния: коммерческие организации и некоммерческие организации. Формами коммерческих организаций, правовая природа и статус которых закреплены в статьях 66–115 Гражданского Кодекса РФ, являются советы директоров акционерных обществ (избираемые органы), правления (председатели) производственных кооперативов (артелей), другие избираемые общими собраниями коллегиальные органы. В числе организационных форм функционирования некоммерческих организаций, создание и развитие которых предусмотрено в статьях 116–123 Гражданского Кодекса РФ, можно назвать постоянно действующие руководящие органы политических партий, постоянно действующие органы профсоюзов, органы общественной самодеятельности и так далее [2].
Таким образом, качество системности современному публичному представительству придает многообразие форм представительства; сосуществование в качестве элементов системы органов представительной власти и функциональных институтов публичного представительства; наконец, и сама основа современного публичного представительства - органы представительной власти - также образует подсистему органов. Ее параметры определяются системой территориальных коллективов в государстве.