Статья:

Об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Завьялова М.Ю. Об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(29).pdf (дата обращения: 20.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Об осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Завьялова Марина Юрьевна
магистрант, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Москва

 

Анализ состояния законности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, обобщение сведений о результатах и об эффективности ранее проведенных прокурорских проверок, поступивших в прокуратуру обращений граждан, должностных лиц, судебной практики, публикаций в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет» на территории Российской Федерации показывает следующее.

Ежегодно в стране образуется 7 266 млн. тонн отходов [1]. Существующая материально-техническая инфраструктура, отсутствие достаточных производственных мощностей по их сортировке и переработке, слабые меры стимулирования социально-экономического развития предприятий, задействованных в данной сфере, влекут неэффективное использование «полезных свойств» отходов, недостаточное вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья.

В настоящее время не на всей территории Российской Федерации имеются заводы по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов в объемах, позволяющих предотвратить попадание отходов в окружающую среду. В связи с этим создаются предпосылки для нарушения природоохранного законодательства и причинения вреда компонентам природы.

Прокуратурой выявлялись многочисленные нарушения законов в деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления. Устанавливаются факты несанкционированного размещения отходов, осуществления деятельности по обращению с отходами без соответствующей лицензии. Предприятия, эксплуатирующие полигоны твердых коммунальных отходов, зачастую не соблюдают порядок приема и захоронения отходов, не в полном объеме проводят мониторинг окружающей среды.

Принимаемых мер недостаточно для решения поставленной перед органами государственной власти и местного самоуправления задачи по организации обращения с отходами. Одной из способствующих этому причин является отсутствие необходимого объема финансовых средств. Так, например, органы местного самоуправления 13 муниципальных районов и городских округов Ивановской области обязаны решениями судов, принятыми по искам прокуратуры, рекультивировать старые свалки отходов. На данные мероприятия согласно полученной прокуратурой информации требуется более 360 млн. рублей [2, с. 54].

Сокращение количества свалок отходов требует строительства новых объектов размещения, обработки, обезвреживания отходов, соответствующих требованиям законодательства.

Существующий финансовый дефицит приводит к многолетнему затягиванию исполнения судебных решений (в отдельных случаях более 8 лет), и препятствует проведению полноценной работы по строительству требуемой инфраструктуры в объемах, позволяющих организовать надлежащее обращение с отходами. Участие внебюджетных источников, как показывает практика, не гарантирует решение данной проблемы.

Органами государственной власти, местного самоуправления, а также прокуратурой на постоянной основе осуществляется работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов.

В 2017 году Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с главным редактором общественно-политической газеты Пестяковского муниципального района Ивановской области «Новый путь» проведено рейдовое мероприятие, в ходе которого на территории района установлены 5 мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Данное мероприятие освещено в майском выпуске газеты.

По выявленным фактам прокуратурой организована проверка с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Ивановской области и Управления Росреестра по Ивановской области. Установлено, что размер вреда, причиненного почвам в результате незаконного размещения отходов, составил более 5 млн.руб.

В связи с этим материалы проверки прокуратурой направлены в органы предварительного расследования. Возбуждены и расследуются уголовные дела по части 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации [3].

В ходе надзорной деятельности прокуратуры выявляются пробелы в законодательстве, а также нормы, требующие изменения или уточнения.

В силу пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 [4], региональный оператор в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, собирая отходы из контейнеров, пользуясь неопределенностью указанной нормы, региональный оператор зачастую оставляет захламленной отходами прилегающую к контейнерной площадке территорию.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ [5] транспортирование отходов должно осуществляться при условии (в том числе) наличия специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств. Однако конкретных требований к специальному оборудованию и знакам для транспортировки отходов законодательство и подзаконные акты не содержат.

Представляется необходимым оставить за прокуратурой, полицией, судами и общественностью государственный контроль и надзор за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами. В помощь прокуратуре и полиции необходимо придать эколого-санитарные лаборатории, которые и будут обеспечивать соблюдение главной задачи работы по охране окружающей среды – обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан.

 

Список литературы:
1. Государственный доклад О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/ (дата обращения: 30.06.2020).
2. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства при эксплуатации объектов размещения отходов, создающих потенциальную опасность для окружающей среды: методические рекомендации // Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Тверь. 2015. 54 с.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 // СЗ РФ. - 2016. - № 47. - Ст. 6640.
5. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления // СЗ РФ. - 1998. - № 26. - Ст. 3009.