Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Конференция: CLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Полянская Э.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(154). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(154).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Полянская Элина Владимировна
магистрант, Сочинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский университет дружбы народов, РФ, г. Сочи

 

Становление законодательства об электронном документообороте в последние десятилетия характерно не только для отечественного права, но и для зарубежных стран и международного сообщества.

В советском праве идея о необходимости комплексной автоматизация документооборота зародилась в 1980-е гг., однако в силу различных факторов, к числу которых следует отнести и несовершенство существующей законодательной базы, автоматизация была осуществлена исключительно в государственных структурах и не затронула большинство некрупных предприятий и организаций.

Распад СССР повлек формирование рыночной экономики в России, что, в том числе, повлияло на зарождение рынка систем электронного документооборота и формулирование первых предложений о необходимости нормативного правового регулирования данной области. Научно-техническую конференцию по электронному документообороту, архивам и безбумажным технологиям DOCFLOW 95, состоявшуюся 27 ноября 1995 года на базе академии государственной службы Российской Федерации, можно рассматривать в качестве одного из первых мероприятий, в рамках которого обсуждались предложения о внедрении информационных продуктов на российский рынок [1, с. 109]. Вместе с тем, практическая результативность данной конференции была достаточно низкой ввиду того, что не были озвучены эффективные методики внедрения информационных продуктов, а также отсутствовали предложения о внесении соответствующих изменений в законодательную базу либо разработке нормативного правового акта, регулирующего данную область отношений.

Сравнивая с зарубежными государствами, представляется необходимым отметить, что в нашей стране внедрение электронного документооборота и его повсеместное распространение произошло достаточно поздно, а разработка соответствующих законодательных актов, позволяющих эффективно использовать электронные документы, произошла и вовсе лишь в современной России в последние десятилетия.

Правовое регулирование электронного документооборота в России представлено достаточно разрозненно. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими данную сферу, выступают: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защиты информации» [2]; Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [3]; Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ; Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4]; большое количество подзаконных нормативных правовых актов.

На сегодняшний день российское законодательство в данной сфере хоть и представлено достаточно объемно, но существующие нормативные правовые акты характеризуются низкой практической применимостью, дублированием положений из закона в закон, существенными пробелами в отдельных вопросах правового регулирования электронного документооборота.

В мировой практике на сегодняшний день сложились два основных подхода к правовому регулированию в области электронного документооборота.

Минималистский (либеральный) подход в области правового регулирования электронного документооборота характерен для США. Нормативно-правовая база представлена относительно небольшим количеством законов (по сравнению с Российской Федерацией). Для указанного подхода характерного отсутствие строгой регламентации и контроля со стороны государства к урегулированию отношений в сфере электронного документооборота, участникам электронного документооборота предоставляется свобода выбора при использовании информационно-коммуникационной технологии. Указанное обуславливает и максимально обобщенную, широкую трактовку понятий «электронный документ» и «электронная подпись» без акцента на применение конкретной информационной технологии.

Представленный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, либеральный подход в урегулировании электронного документооборота позволяет использовать новые информационные технологии, появляющиеся на рынке, без существенных изменений законодательства, что свидетельствует о его гибкости и соответствии духу времени, когда рынок информационных технологий стремительно растет. Кроме того, стимулируется применение норм договорного права, предоставляется свобода в выборе информационной технологии, применимой в электронном документообороте. С другой стороны, многообразие юрисдикций и самостоятельность штатов препятствует в создании унифицированных норм и единого подхода к правовому регулированию электронного документооборота на территории США. Как отмечают исследователи, вплоть до настоящего времени некоторые вопросы в сфере электронного документооборота (например, создание правовых механизмов по удостоверению электронных подписей) являются неразрешенными в отдельных штатах [5, с. 112].

Подход, применяемый в европейских странах, является более жестким по сравнению с применяемым в США либеральным подходом. Страны Европейского Союза в первую очередь стремились к унификации национальных законодательств в области электронного документооборота с целью использования средств электронной коммуникации в международной торговле и при заключении международных торговых договоров.

В этой связи знаковым правовым документом является Директива о порядке использования электронных подписей в Европейском Сообществе от 1999 года, уравнявшей электронные и письменные подписи. Указанным правовым актом установлена возможность создания соответствующих структур в государствах, призванных урегулировать процесс лицензирования, а также обеспечить надзор за деятельностью в сфере выдачи сертификатов электронных подписей. Во исполнение Директивы в европейских государствах были приняты национальные законы, содержание которых, однако, является отличным в зависимости от того, насколько гибкими являются правовые акты в области электронного документооборота в той или иной стране.

Например, подход Германии в области правового регулирования электронного документооборота характеризуют как жесткий: положения законы содержат обязательные требования, которым должен соответствовать сертифицирующий орган при получении лицензии на осуществление деятельности. Подход Франции при урегулировании отношений в сфере электронного документооборота схож с подходом, применяемым в США. Французское законодательство признает электронные документы равными бумажным вне зависимости от использования конкретной информационной технологии. Положения об электронном документообороте включены в Гражданский кодекс (глава VI), в связи с чем следует говорить, что нормативно-правовая основа электронного документооборота во Франции носит минималистский подход. Особенностью английского законодательства с сфере электронного документооборота является отсутствие обязательной сертификации подписей и упрощенный механизм сертификации (по сравнению, например, с немецким правом).

Таким образом, по результатам проведенного анализа отечественного и зарубежного законодательства в области электронного документооборота можно сделать следующий вывод. Внедрение электронного документооборота в нашей стране происходит медленно и непоследовательно, имеет место большое количество нормативных правовых актов в данной области, дублирующие положения друг друга, не отвечающие требованиям практической реализации. Изучение опыта зарубежных стран в вопросах правового регулирования электронного документооборота представляет особый интерес ввиду новизны данной сферы отношений. Представляется, что заимствование отдельных элементов правового регулирования из зарубежного права с учетом специфики российской действительности позволит наиболее эффективно осуществлять законодательное регламентирование электронного документооборота.

 

Список литературы:
1. Сакова Т. Г., Тиморевская В. В. История развития системы электронного документооборота в России // Проблемы информационной безопасности: труды VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – 2020. – С. 108-110.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защиты информации» // СЗ РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3448.
3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2036.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4179. 
5. Соловьева С. В. Проблемы правового регулирования электронного оборота гражданско-правовых документов законодательством федерации и штатов США // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 4. – С. 102-115.