ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Конференция: CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Данная статья посвящена исследованию вопроса прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД), выделению проблем в связи с такой деятельностью, анализу мнений ученых по поводу данного вопроса и анализу путей решения данных проблем, совершенствованию законодательной базы.
Прежде всего, следует отметить, что участие прокурора в уголовном процессе определяется закрепленными в Конституции Российской Федерации фундаментальными положениями относительно основных направлений деятельности или функций органов прокуратуры. Речь идет о таких функциях, как: поддержание государственного обвинения в суде; надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан [1, c. 85].
Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность юридической правоохранительной деятельности, осуществляемой в гласных и негласных формах уполномоченными государственными органами или их специальными (оперативными) подразделениями в сфере противодействия преступности с целью защиты наивысшей социальной ценности – человека, обеспечения нормального функционирования гражданского общества и его публично-властного института – правового государства. Среди признаков оперативно-розыскной деятельности выделены следующие: юридический характер; правоохранительная направленность; сочетание гласных и негласных форм; узкая направленность, то есть осуществление лишь для решения специфических задач (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, которые их готовят или совершают, розыск лиц, которые уклоняются от следствия и суда и от уголовного наказания и безвестно пропавших лиц); направленность на достижение триединой цели: защиты человека, общества и государства.
Действующий УПК РФ откорректировал функцию прокурора по надзору и фактически сместил акцент с чисто надзорной деятельности прокурора на непосредственное руководство процессуальной деятельностью органа досудебного расследования относительно проведения следственных (розыскных) действий, направленных на получение (сбор) доказательств или проверку уже полученных доказательств в уголовном производстве, а также действующий УПК РФ существенно усилил статус прокурора именно как стороны уголовного производства со стороны обвинения.
Взаимодействие прокурора как процессуального руководителя с органами оперативно-розыскной деятельности проявляется непосредственно в определенных поручениях со стороны прокурора, ведь последний имеет право поручать следователю, органу предварительного расследования проведение в установленный прокурором срок следственных (розыскных) действий, негласных розыскных действий, других процессуальных действий или давать указания по их проведению; поручать проведение следственных (розыскных) действий соответствующим оперативным подразделениям. Поручения и указания прокурора о проведении следственных (розыскных) действий, предоставленные в соответствии с его компетенцией и полномочиями следователям и оперативным подразделениям, являются обязательными для их выполнения [2, c. 127].
Противодействие преступности средствами оперативно-розыскной деятельности, как необходимая составляющая сферы внутренней политики государства, предусматривает реализацию специальными государственными органами (субъектами, осуществляющими ОРД) комплексной системы гласных и негласных мероприятий, направленных на охрану и обеспечение прав лица и безопасность общества от преступных посягательств. Осуществление необходимых оперативно-розыскных мероприятий с целью предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, а также выявления причин и условий, способствующих их совершению, является основной обязанностью субъектов оперативно-розыскного противодействия преступности [3, c.7].
Эффективность выполнения оперативными подразделениями органов внутренних дел задач по охране и защите общества от преступности зависит от состояния организации их деятельности, что, наконец, определяет действенность оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение преступлений, а также достаточный потенциал и возможности при выполнении поручений следователя и прокурора об осуществлении гласных и негласных розыскных действий в уголовном производстве. Организация ОРД должна соответствовать требованиям научности и является объектом научного обеспечения.
Предметные полномочия прокурора касаются также деятельности следователя, который имеет право давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Прокурор, проверяя законность проведения проводимых по поручению следователя ОРМ, должен проверить и законность данных им поручений [2, c. 127].
Органы прокуратуры также осуществляют контроль за оперативно-розыскным производством. Таким образом, за прокурором законодательно закреплен статус внешнего субъекта, который влияет на управление процессом организации оперативно-розыскной деятельности, что должно непосредственно сказаться на качественной составляющей противодействия преступности средствами ОРД. Следовательно, в современных условиях реформирования системы органов внутренних дел возникает насущная потребность изучения вопросов применения методов прокурорского руководства при организации и осуществлении оперативными подразделениями оперативно-розыскных мероприятий.