ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
В большинстве стран Европейского союза институт суррогатного материнства находится под прямым законодательным запретом из соображений религии, этики и нравственности, в связи с чем проанализировать перспективы внедрения европейского опыта правового регулирования суррогатного материнства возможно исключительно лишь с учётом опыта тех стран, в которых применение суррогатного материнства является разрешенным. Говорить о прямом запрете института суррогатного материнства в Российской Федерации полагаем нецелесообразным, так как если вовсе исключить институт суррогатного материнства из правового поля, то это может привести к тому, что оказание услуг суррогатного материнства уйдёт «в тень», появятся различные способы обойти данный законодательный запрет путем оказания таких услуг в «подпольных лабораториях» и «медицинских кабинетах», что, несомненно, скажется на качестве оказываемых услуг, отсутствии возможности защитить свои права. Кроме того, повысит поток «репродукционного туризма», что существенно скажется на экономике страны, равно как и исключение коммерческой основы суррогатного материнства. Наиболее оптимальным видится вариант совершенствования национального законодательства с целью более качественного осуществления правового регулирования, учета всех аспектов в вопросе суррогатного материнства, как медицинского, так и социального, а также юридического [1].
Что касается внедрения европейского опыта, следует заключить следующее. В странах, где суррогатное материнство является разрешенным, основные положения, касающиеся правового регулирования данного института, совпадают по своему содержанию с нормами, регулирующими институт суррогатного материнства в Российской Федерации. В частности, общими являются положения об обязательном наличии исключительных обстоятельств, касающихся здоровья генетических родителей, которые решили прибегнуть к суррогатному материнству, а также об использовании генетического материала как минимум одного из предполагаемых родителей.
Говоря об обязательном, согласно законодательству некоторых европейских стран, условию, что будущая суррогатная мать должна состоять в браке, стоит отметить, что российское законодательство такого условия не содержит. Более того, полагаем, что подобное условие существенно ограничит круг возможных суррогатных матерей, и более того, усложнит процедуру передачи новорожденного генетическим родителям, так как при наличии супруга у суррогатной матери, требуется в том числе его согласие на передачу ребенка генетическим родителям [2].
Обращает на себя внимание и судебный порядок получения разрешения на передачу оплодотворенных яйцеклеток другой женщине и их подсадка в рамках договора суррогатного материнства.
Выявленные тенденции правового регулирования суррогатного материнства в странах Европейского союза и Российской Федерации демонстрируют динамику развития общественных отношений в исследуемой области, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере [3].
В целом, можно сделать вывод о том, что объем и качество правового регулирования рассматриваемого института в Российской Федерации опережает состояние законодательства многих стран-участниц Европейского союза, так как содержит положения, определяющие правовое положение их участников как до, так и после применения данного метода ВРТ. Действующий подход к установлению происхождения ребенка, рожденного суррогатной матерью, в значительно большей мере создает надлежащие гарантии родительского статуса генетических родителей, а также самого ребенка [4].
Однако, следует признать, что Российская Федерация входит в число государств с наиболее лояльным законодательством относительно применения ВРТ, но при этом в законодательстве Российской Федерации, в отличие от большинства подобных государств, четко не регламентированы условия составления договора о суррогатном материнстве, предусматривающие ответственность сторон и прежде всего – обязательную передачу ребенка генетическим родителям. В связи с этим приоритет в решении судьбы «суррогатного» ребенка в Российской Федерации отдается биологической матери, что является совершенно неприемлемым в других странах с развитым «суррогатным» законодательством. Из этого вытекает и требование об отсутствии генетического родства ребенка и суррогатной матери [5].
Отметим также то, что, по нашему мнению, Российская Федерация пошла по правильному пути, разрешив именно коммерческое суррогатное материнство, ведь процесс вынашивания и рождения ребенка является сложным для женщины не только психологически, но и может повлечь необратимые последствия для ее организма. Получение вознаграждения за оказание такой услуги является честным по отношению к суррогатной матери. Тем не менее, полагаем, позитивным следует признать и практику отдельных стран-участниц Европейского союза, допускающих заключение договора суррогатного материнства на некоммерческой основе.
Выявленные тенденции правового регулирования суррогатного материнства в странах Европейского союза и Российской Федерации демонстрируют динамику развития общественных отношений в исследуемой области, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере.