Статья:

Терроризм и проблема международной безопасности

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Голованова Ю.И. Терроризм и проблема международной безопасности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(40).pdf (дата обращения: 21.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Терроризм и проблема международной безопасности

Голованова Юлия Игоревна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Шитова Татьяна Викторовна
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В этой научной работе были рассмотрены нормативно-правовые основы и основные способы борьбы с международным терроризмом в РФ. Изучались различные подходы к пониманию понятия международного терроризма и превентивных мер в отношении данного явления.

 

Ключевые слова: международный терроризм, ликвидация террористических угроз, превентивные меры.

 

Противодействие терроризму одна из актуальнейших тем в мировой повестке дня. В настоящее время терроризм серьезно дестабилизирует развитие международных отношений. Мировым сообществом предпринимаются значительные усилия, направленные на противодействие терроризму.

В современных условиях общество сталкивается с различными видами терроризма (религиозный, социальный, бомбовый, ядерный, информационный, технологический, индивидуальный и коллективный, государственный и международный, националистический, компьютерный (или как гего еще часто делится называют — «кибертерроризм») и т. п.), а также с различными проявления террористической деятельности (тираноборство, диверсия, экстремизм, сепаратизм и т. п.) [16, c. 105].

В истории развития мирового терроризма выделяются впять основных период этапов [17]:

1-й На этап (эпоха раннего зтерроризма) охватывает период стот зарождения второй терроризма т до 40-х в годов вXIX века, когда закладываются ггосновы современного терроризма, и возникают первые организации.

2-й период этап (эпоха классического терроризма) приходится на вторую действующий половину XIX — упервые два кдесятилетия XX века. В период выработки основных  форм и  методов  террористической  деятельности,  оформления  классических  образцов  стратегии и  тактики  террористов.

3-й видами этап (переходный)  охватывает  период  начала 20-х —  конца 50-х переход годов  XX  века и, в  свою  очередь,  делится  на  две  стадии. На   первой  стадии, (20-е — его вторая  половина 40-х от гг.)  терроризм с из  индивидуального и группового Противодействие превращается в  постоянно  действующий фактор  политической  жизни  многих противодействие стран. На второй стадии (вторая половина 40-х — конец 50-х гг.) терроризм временно локализуется в периферийных районах мира. Происходит переход к преимущественно групповым разновидностям террористической активности, возникновение новых форм и методов террористической борьбы.

4-й этап — городской герильи (60-80-е гг. XX в.) ознаменовался возникновением крупных организованных террористических группировок, усилением изощренности тактики и жестокости, применяемых методов воздействия на общество и государство, кооперацией и интернационализацией связей террористов и их нелегальных организаций. Кульминацией этого этапа стало превращение терроризма в глобальный фактор международной политики.

5-й этап (эпоха современного терроризма) характеризуется масштабностью и крайней степенью общественной опасности террористических акций. Терроризм трансформировался в глобальную проблему современности, а ее решение превратилось в политическую, экономическую и геостратегическую схватку за мировое господство.

В РФ терроризм официально криминализован, это выражается в статье 205 УК РФ и в иных нормативно-правовых актах [4]. С этого момента была принята Глобальная контртеррористическая стратегия в сфере предотвращения терроризма и борьбы с этим явлением существующей действительности во всех его формах и проявлениях, предполагающая соблюдение государствами — членами ООН соответствующих обязательств в области международного права, в том числе, норм, затрагивающих права человека, беженцев и такую область, связи как  международное  гуманитарное  право.  Одна  из резолюций  Генеральной от Ассамблеи  ООН  призвала  государства  мира  направить  усилия в  целях  заключения обобщающей конвенции,  касающейся  о международного  терроризма [1].

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 Декабря 1994 года сформировала и обозначило общее официальное отношение стран-участников ООН к мировому терроризму как к явлению, идущего в разрез с ценностями и целями мирового сообщества. Страны - участники выразили общие осуждение преступной природы терроризма, подчеркнули несоответствие актов, методов и практик терроризма общепринятым целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года призвана бороться не со следствием и последствиями самого терроризма, а направлена на один из инструментов возникновения терроризма, его материальной основой - финансированием.

РФ и будущими странами- участниками Шанхайской организации сотрудничества, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, прежде всего касающимися поддержания международного мира и безопасности, развития между государствами дружественных отношений и сотрудничества 15 июня 2001 года в Шанхае была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Помимо вышеозначенных целей и принципов Устава ООН, подписавшие конвенцию страны руководствовались так же принципами Алма-Атинского совместного заявления от 3 июля 1998 года, Бишкекской декларации от 25 августа 1999 года, Душанбинской декларации от 5 июля 2000 года и Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15 июня 2001 года.

Страны -участники Шанхайской организации дали определения терроризму, экстремизму и сепаратизму, обозначили сферы сотрудничества в борьбе с указанными явлениями и обозначили общие методы противодействия.

Федеральный закон от 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ № 35-ФЗ» дает терроризму определение в качестве идеологии насилия и практики от воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [6].

Терроризм как политика в современных условиях проявляется в качестве области двух основных формах [15, c. 114]:

первая –  использование  террористических  организаций  отдельными свое государствами  для  достижения «чужими руками» своих от эгоистичных  целей;

вторая –  устремление  террористических  организаций к  завоеванию  политической  власти в  определенных регионах мира.

Борьба с международным терроризмом в современных условиях осуществляется Российской Федерацией в рамках созданной системы противодействия терроризму.

Основой создания общегосударственной системы противодействия терроризму в России считается Указ Президента Российской Федерации от 1996 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В нем была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. В дальнейшем основные положения Указа нашли свое юридическое оформление в Федеральном законе 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [5].

Противодействие терроризму рассматривается как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по [17, c. 275]:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, противодействие  терроризму  включает в  себя  три  основных  задачи:  профилактику,  борьбу и  ликвидацию последствий.

Противодействие  терроризму  определяется в  качестве  деятельности расследо органов  власти  государства и органов местного  самоуправления  по  предупреждению за терроризма, в  частности,  по  выявлению и  устранению  причин, минимизации условий,  предрасполагающих к  совершению  террористических  актов,  иначе их говоря, в  форме  профилактики терроризма;  выявления,  пресечения,  предупреждения, раскрытия, расследования  террористического  акта, а  именно, в  виде государства борьбы с  терроризмом; минимизации, ликвидации  последствий  деятельности, как отдельных  актов террористов и их  организаций. Из  вышеизложенного  видно, Федера что  направление  противодействия  терроризму  объединяет в  себе три  базовых задачи: профилактику, борьбу, ликвидацию последствий. Профилактика в социальном аспекте определяется Российской Федерацией в качестве совокупности  применяемых мер,  ориентируемых на предупреждение тех или иных явлений социального и политического характера. Она предполагает деятельность органов государственной власти по предотвращению образования предпосылок формирования и начала активных действий террористических организаций [17, c.276].

Борьба с терроризмом — составная часть противодействия ему и проводится при помощи:

1) пресечения террористических актов с воздуха и на море;

2) проведения контртеррористической операции;

3) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации [11].

На сегодняшний день терроризм становится своеобразной формой политики не только нелегальных организаций и группировок, но и некоторых государств и политических партий. Данное положение дел критично сказывается на состоянии мира между государствами и может считаться предпосылкой к проявлению военной агрессии в глобальном и региональном масштабе. Угроза жизни и благосостоянию гражданам России и ее субъектов становится все реальнее. Образованная в Российской Федерации система противодействия терроризму подразумевает применение на практике мер профилактики терроризма, борьбу с данным социально-политическим явлением и ликвидацию последствий терактов.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму предусматривает практическое проведение мер профилактики терроризм, борьбу с этим социально-политическим явлением и ликвидацию последствий террористических актов [11].

Все это положительно влияет на социально-политическую ситуацию в Российской Федерации и снижает активность террористических формирований и организаций. А те проявления терроризма, которые наблюдаются сейчас, являются отголосками кризисных явлений, потрясших Россию в 90-е годы прошлого века, а также международного финансового кризиса и застарелого межгосударственного противоборства нашей страны и Запада.

На основании всего вышеизложенного, терроризм в современном мире приобретает глобальный характер и перманентно развивается, затрагивая самые разные сферы жизни общества. Именно поэтому правительство Российской Федерации и правительства зарубежных стран ведут активную деятельность с целью борьбы с террористической угрозой как в местном масштабе, в пределах территории конкретного государства, так и в глобальном масштабе, путем согласованных действий и сотрудничества с органами иностранных государств.

Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами в России устанавливаются основные способы, методы противодействия терроризму. На мировом уровне данные положения находят закрепление в международных конвенциях, соглашениях, а также в Глобальной контртеррористической стратегии.

 

Список литературы:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Законодательство — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2006 г. № 60 “Глобальная контртеррористическая стратегия ООН” [Электронный ресурс] // — URL https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/ru/un-global-counter-terrorism-strategy
3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О противодействии терроризму"[Электронный ресурс] // Консультант плюс: Законодательство — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Законодательство — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61802/
5. Указ Президента РФ от 07.03.1996 N 338 "О мерах по усилению борь-бы с терроризмом" [Электронный ресурс]// Консультант плюс: Законода-тельство — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9529/
6. Адельханян, Р. Признаки террористического преступления по между-народному праву [Текст] / Р. Адельханян // Рос. юстиция. 2002. № 8. С. 47—48. 
7. Антипенко, В. Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук: 12.00.10 [Текст] / В. Ф. Антипенко; МГИМО(У) МИД России. М., 2004. 
8. Антипенко, В. Ф. Понятие субъекта преступления терроризма [Текст] / В. Ф. Антипенко // Москов. журн. междунар. права. 2004. № 1. С. 45—54. 5.
9. Глотова, С. В. Международный терроризм как международное пре-ступление /[Текст]  С. В. Глотова // Вестник Москов. ун-та. 2005. № 6. С. 49—59. 
10. Глотова, С. В. Правовые аспекты борьбы с терроризмом и Совет Без-опасности ООН [Текст] / С. В. Глотова // Москов. журн. междунар. права. 2005. № 4. С. 142—165. 
11. Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации меж-дународного терроризма: утверждена резолюцией 51/210 Генеральной Ас-самблеи ООН от 17 декабря 1996 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций
12. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма: утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций
13. Миньковский, Г. М. Характеристика терроризма и некоторые направ-ления повышения эффективности борьбы с ним [Текст] / Г. М. Миньковский, В. П. Ревин // Государство и право. 1997. № 8. С. 84—91. 
14. Мукашев, С. И. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом [Текст] / С. И. Мукашев // Москов. журн. междунар. права. 2008. № 3. С. 114—126. 
15. Плотников, А. В. К вопросу юридического определения понятия «меж-дународный терроризм» [Текст] / А. В. Плотников // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. 2009. № 3. С. 105—117.
16. Скороходов И. О. К вопросу о совершенствовании деятельности по борьбе с международным терроризмом [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 275-278. — URL https://moluch.ru/archive/236/54902/ 
17. Вахрушев В.А. «Основные направления борьбы с международным терроризмом в современных условиях глобализации [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL //http://mca.life/2016/10/osnovnye-napravleniya-borby-s-mezhdunarodnym-terrorizmom-v-sovremennyx-usloviyax-globalizacii