Объект надругательства над телами умерших и местами их захоронения
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Объект надругательства над телами умерших и местами их захоронения
Как писал Конституционный суд Российской Федерации в одном из своих определений: «К числу неотъемлемых прав человека относится и закрепленное статьей 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное воздействие на человека, как в физическом, так и в психическом смысле, причем понятием "физическая неприкосновенность" охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека. В равной мере это относится и к праву на государственную охрану достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также к производному от названных конституционных прав праву человека на достойное отношение к его телу после смерти» [1]. Эти права обеспечиваются как регулятивными (Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и так далее), так и охранительных нормами. К последним относится статья 244 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), устанавливаются ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронения.
Статья 244 находится в главе 25 Уголовного кодекса РФ под названием «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Видовым объектом рассматриваемого нами преступления является именно общественная нравственность.
По мнению Мельниченко А. В. под общественной нравственностью следует понимать «совокупность общественных отношений, обеспечивающих соблюдение норм и правил поведения, представлений о чести, долге, справедливости, добре и зле, сложившиеся в обществе» [6, с. 84-86].
Если определение видового объекта не вызывает трудностей ни у учёных, ни у судов, то вот в определении непосредственного объекта надругательства над телами умерших и местами их захоронения есть некоторые расхождения.
Например, в одном из своих определений Верховный суд назвал объектом статьи 244 УК РФ «общественные отношения, обеспечивающие сохранность тел умерших, мест захоронения и других объектов, связанных с погребением или поминовением усопших» [2]. С этой позицией сложно согласиться, так как объективная сторона рассматриваемого преступления включает себя и деяния, которые не посягают на сохранность указанных предметов преступления. Например, осквернение, выделенное отдельно от повреждения и уничтожения мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий. Или же глумление над трупом, являющаяся, по сути, частью объективной стороны надругательства над телом умершего [5, с. 475-476].
Другое мнение [4, с. 140-144] заключается в следующем: объектом рассматриваемого преступления являются «общественные отношения в сфере похоронной культуры, складывающиеся по поводу достойного отношения к телу человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, сложившимися в обществе (погребальная обрядность), а также почитания и увековечивания памяти об умершем человеке, его прижизненного социального значения посредством символов поминальной обрядности».
Исмагилов Р. А. также уточняет из чего состоит похороненная культура:
1) Погребальная обрядность – практика обращения с телом умершего (придание тела земле, воде, огню, бальзамирование, мумифицирование и др.);
2) Поминальная обрядность – практика увековечивания памяти об умершем (возведение могильных плит, памятников, склепов и прочее);
3) Похоронная идеология – построение социально-психологической модели жизни после смерти, потустороннего мира (ад и рай в христианстве, сансара в буддизме, Хельхейм в древнескандинавской мифологии, Аид в древнегреческой мифологии и т.д.).
Из этих трёх элементов похоронном культуры статьёй 244 УК РФ не защищается только похороненная идеология. Однако её можно отнести к одному из объектов преступления, предусмотренного статьёй 148 УК РФ (Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий).
В свою очередь Суд Чукотского автономного округа [3] высказал следующую позицию – это «общественная нравственность в сфере уважительного отношения к памяти умерших». Данная позиция, по своей сути, является сокращением позиции Исмагилова Р. А.
На наш взгляд наиболее юридически правильной и лаконично является последняя формулировка.
Также следует сказать, что факультативными объектами надругательства над телами умерших и местами их захоронения могут выступать собственность и здоровье граждан, а также уважительное отношение к борьбе с фашизмом и памяти о её участниках (пункт «б» части 2 стать 244 УК РФ).
В заключении хотелось бы отметить, что непосредственный объект защиты статьи 244 УК РФ является уникальным, так как ни одна другая норма Уголовного кодекса РФ не затрагивает ни похоронную, ни погребальную обрядность. А из этого следует, что этой норме должно уделять я особое внимание в науке Уголовного права.