Становление и развитие криминалистической фотографии в России
Секция: Юриспруденция
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Становление и развитие криминалистической фотографии в России
Датой изобретения фотографии традиционно считается 1839 год, когда Л. Даггер смог получить и зафиксировать на серебряной пластинке изображение. Примерно в момент формирования основных принципов и технических приемов фотографирования были проведены первые попытки в использовании её в криминалистике.
Фотография стала одним из первых методов, широко воспринятых в криминалистике, который стал большим прорывом для криминалистики в целом. Ещё основатель термина криминалистика Г. Гросс считал, что криминалистическая фотография имеет большое будущее для раскрытия преступлений. Его предположение полностью оправдалось, так как в настоящее время она широко применяется в современной практике.
Свой вклад в развитие криминалистической фотографии внесли и русские ученые Е.Ф. Буринский, Л.В. Русецкий и С.М. Потапов и прочие. Особый вклад в развитие криминалистической фотографии принадлежит Е.Ф. Буринскому, который создал первую в мире судебно-фотографическую лабораторию и стал основоположником исследовательского метода в криминалистической фотографии.
Также большую роль в развитии криминалистической фотографии сыграл ряд теоретических разработок советских авторов, в частности книга С.М. Потапова "Судебная фотография". В наше время происходит развитие криминалистической фотографии, в частности, с недавнего времени стали использоваться 3D технологии, технологии виртуальной и дополнительной реальности.
Предметом рассмотрения нашей работы будет исследование становления и развития криминалистической фотографии в России, а также жизнь и деятельность Е.Ф. Буринского – одного из основоположников криминалис- тики, основателя судебной фотографии, развитие криминалистической фотографии в Российской империи и СССР, а также новейшие методы современной криминалистической фотографии.
Впервые фотографию для розыска преступников применили в Бельгии в 1843 году (по другой информации во Франции). В России же первое фотографическое бюро при департаменте Петербургской полиции было создано только в 1862 году.
Судебные экспертизы с применением фотографии начали производиться в России в конце 19 века. Одним из самых известных учреждений, производивших судебную экспертизу с применением фотографии, было Русское техническое общество, в составе которого с 1878 года действовал отдел фотографии и её применения. Его создателями и активными участниками были Д.И. Менделеев, В.И. Средыевский, А.А. Поповицкий и А.А. Захарьин.
Что касается развития криминалистической фотографии в России, то в первую очередь стоит упомянуть деятельность Е.Ф. Буринского. Он является не только основоположником судебной фотографии, но и основатель технического исследования документов и судебного почерковеденья.
Стоит отметить, что, несмотря на большой вклад Е.Ф. Буринского в развитие криминалистики, данный ученый мало известен за рубежом. В дореволюционной России его деятельность также не была оценена по достоинству. Только советские ученные смогли должным образом систематизировать знания об этом великом ученом и оценить его вклад в развитие криминалистики. Главным трудом, который полностью посвящён деятельности Буринского, является книга доктора юридических наук, профессора Абрама Ильича Винберга «Роль Е. Ф. Буринского в формировании отечественной криминалистики», которая вышла только в 1981 году [3].
Стоит подробнее остановиться на биографии ученого. Буринский прожил относительно недолгую (1849 -1912 гг.) и достаточно тяжелую жизнь. Ученый родился в семье губернского почтмейстера в Рязани и провел годы своего детства в Нижнем Новгороде. Отец хотел, чтобы его сын стал военным и поэтому решил, что он должен закончить Петербургское военно-инженерное училище.
Он проучился в данном училище всего 2 года, а затем покинул его. Из-за этого у него случился разрыв с семьей, и он перестал получать материальную поддержку из дома. После этого Буринский становится вольнослушателем на физико-математическом факультете Петербургского университета, однако вскоре оставляет и его. Затем, чтобы обеспечивать свою жизнь, Буринский работает на железной дороге в должности техника и в то же время занимается самообразованием.
Сложно сказать, как бы сложилась судьба учёного, если бы он не решился заняться литературным трудом. В 1876 году он работает в журнале “Всемирная иллюстрация”, а с 1879 - главным редактором в журнале “Российская библиография”.
И однажды издатель журнала “Российская библиография” Э.К. Гартье попросил его собрать литературу, в которой бы говорилось о случаях выявления на фотографических снимках невидимых глазом изображений. В литературе того времени говорилось о множестве таких случаев, при чем это происходило без желания фотографа, и у науки не было никаких объяснений на этот счет.
Для того времени проблема, которую рассматривал Буринский, была очень актуальна, так как с помощью его опытов можно было сделать прорыв не только в криминалистике, но и в истории, помогая разоблачать подделки (которые в то время были очень распространены в Европе) и видеть надписи, невидимые человеческим глазом.
На разработку своего метода Буринский потратил около 15 лет, и в итоге он смог справиться с задачей.
В чем же заключался метод, изобретенный Буринским? Цветоделительный метод состоит в особом способе суммирования негативных и позитивных изображений, позволяющем выявлять совершенно невидимые глазу различия. Тем самым ученый разрешил проблему, которая до того казалась неразрешимой. Несмотря на кажущуюся простоту данного метода, на практике его было применить очень трудно. Этот метод был достаточно медлительным и сложным, а также требовал определенного опыта. Также процесс цветоделения был достаточно дорогим и его результаты не всегда окупались. Несмотря на все недостатки данного метода, стоит отметить, что Буринский разрабатывая данный метод был крайне стеснен в средствах и не имел сотрудников. Ученый прекрасно осознавал, что делает только первые шаги в данной области. И был в целом прав, так как его метод можно воссоздать с помощью современной цифровой техники в частности в компьютерной программе Adobe Photoshop.
За данный метод Буринский был награжден в 1898 году премией Академии наук. В постановлении Академии изобретение данного метода сравнивалось с изобретением микроскопа. С помощью данного метода были исследованы куски кожи, найденные в 1845 году. Е.Ф. Буринский, применив разработанный им метод постепенного повышения контраста фотоизображений, решил данную задачу. На восстановление данных документов ушло три недели, но результат был поразительным, с помощью цветоотделительной обработки можно было прочесть надписи на коже. Этот опыт, проведенный в 1894 году, означал прорыв в исторической науке.
В 1889 г. Буринский в качестве эксперта обнаружил текст, находившийся под чернильным пятном, что в итоге послужило началом судебной исследовательской фотографии.
Такие поразительные научные результаты остались незамеченными в европейских странах. Так Ганс Гросс не упомянул этот метод в руководстве для следователей, а во время путешествия по Европе Буринский убедился, что практика судебной экспертизы документов в России обгоняет передовые страны.
Фундаментальным трудом Буринского была книга “Судебная экспертиза документов”, изданная в 1903 году. Книга, хотя и имела небольшой тираж, но при этом это была единственной монографией по судебной экспертизе, изданной в России того времени. При этом Буринский так и не получил систематического образования и по факту был самоучкой.
Е.Ф. Буринский был первым человеком в России, который не только думал о необходимости создания особых учреждений для обеспечения различных потребностей судопроизводства, но и воплотил их в жизнь. В 1889 году он основал собственную судебно-фотографическую лабораторию при Санкт-Петербургском окружном суде. Данная лаборатория представляла собой, отведенный в коридоре на третьем этаже суда. Несмотря на нехватку различного оборудования, в лаборатории велась плодотворная деятельность.
Так, через год после ее открытия Буринский отказался проводить экспертизу для иногородних судов из-за загруженности лаборатории. Затем он принимал экспертизы, которые представляют только технический интерес.
Как уже было сказано, Буринский был человеком, стесненным в своих средствах, а лаборатория действовала за его счет. Поэтому он пытался сделать так, чтобы его лабораторию содержало государство, однако в начале он получил отказ. Позднее он начал требовать у суда аванс, и этот поступок подтолкнул судебное ведомство к решению о создании государственной судебно-фотографической лаборатории.
В 1893 году была создана правительственная судебно-фотографическая лаборатория при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты. Однако Буринский отказался в ней работать, так как хотел остаться независимым исследователем, служебно неподчиненным прокурорскому надзору. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы (одним из трех его отделов был фотографический), что положило начало созданию криминалистических учреждений в России.
Как уже было сказано, на рубеже 19-20 веков судебной экспертизой, связанной с фотографиями, занимаются не только государственные учреждения, но и частные организации. Так С.М. Прокудин – Горский, знаменитый своими цветными фотографиями царской России начала 20 века, в 1907 году открыл в Петербурге кабинет, проводивший судебную экспертизу, который в том числе занимался фотографической экспертизой документов. Также он был членом Русского технического общества, а в 1907 г. стал председателем V (Фотографического) отдела.
В 1910 г. в адрес общества поступили первые запросы на проведение экспертизы документов от судебных следователей. Фотографический отдел выполнял различные работы, в том числе: сличение почерков, микроскопическое и микрофотографическое исследования, цветоделительную фотографическую экспертизу. В определенных случаях существовала возможность выезда экспертов в различные губернии России.
Также большое теоретическое значение имели теоретические труды В. И. Лебедева «Судебно-полицейская фотография» и А. А. Громова «О судебной фотографии».
Перед первой мировой войной были созданы кабинеты научно-судебной экспертизы в Киеве, Одессе и Москве, однако после Октябрьской революции они прекратили свое существование.
Всплеск преступности после гражданской войны повысил актуальность использования криминалистической фотографии. В это время многие специалисты эмигрировали, некоторые отказывались сотрудничать с советской властью.
В 1918 году был создан Высший институт фотографии и фототехники, в котором, в частности, преподавалась судебная фотография.
Программу преподавания разработал известный ученный-криминалист В.Л. Русецкий. Она включала такие дисциплины, как «Судебно-метричес-кая фотография» (изучение способов фиксирования следов), «Сигналитиче-ская фотография» (словесный портрет), «Дактилическая и сличительная ре-гистрация», «Исследование документов» (предварительные ис-следования бумаги, чернил, печатей, почерков). Фотографические методы
исследования были представлены здесь как часть единого комплекса ―
«общей системы энциклопедических познаний по судебно – следственно-му делу».
В это время в технических подразделениях органов милиции и в кабинетах научно-судебной экспертизы развивается судебная фотография. В 1922 году в Петрограде создан научно-технический кабинет, который возглавил А.А. Сальков. Позднее подобные учреждения появляются в Киеве, Одессе, Харькове. В 1925 году они были преобразованы в институты научно-судебной экспертизы. В 30-х годах были учреждены судебно-фотографические лаборатории при юридических учебных заведениях и прокуратуре СССР. Научно-исследовательские криминалистические лаборатории были созданы в системе Министерства юстиции после Великой Отечественной войны.
В 1939 году появляются следственные чемоданы, в которые входили камеры «Фотокор». После войны появились комплекты следственных чемоданов с новейшей фотоаппаратурой и приспособлениями, обеспечивающими следователю все необходимые виды и способы фотосъемки.
Большой теоретический вклад в развитие криминалистической фотографии внес С.М. Потапов. Так, он ввел определение судебной фотографии, которое до сих пор с небольшими изменениями используется и сегодня. По его мнению, судебная фотография – это система научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала. Также большое значение имеет его деление судебной фотографии на: судебно-оперативую фотографию и судебно-фотографическую экспертизу.
По инициативе ученого были организованы курсы подготовки экспертов-криминалистов для научно-технических отделов милиции.
Также большую роль в развитии судебной фотографии сыграл А. А. Эйсман. Он предложил прибор, который суммировал оптические изображения нескольких негативов и во многом улучшал методы Буринского и Поповицкого. Книга «Физические методы выявления невидимых текстов» 1961 года А. А. Эйсмана внесла большой вклад в теоретическое развитие новых методов криминалистической фотографии.
О. М. Глотов создал приборы (УФ-2, УФ-5), благодаря которым можно проводить исследования документов, как в ультрафиолетовой, так и в инфракрасной областях спектра. Данные приборы есть и сейчас во многих криминалистических лабораториях. Благодаря им можно быстро обнаружить дописки, исправления, выявлять зачеркнутые записи и. т. д.
Также стоит упомянуть ученых, которые внесли общий вклад в развитие судебной фотографии. Это Е. Ю. Брайчевская, Н. М. Зюскин, А. И. Манцветова, Н. Н. Анфилов, М. В. Салтевский, П. Ф. Силкин, Е. П. Ищенко, П. П. Ищенко и другие ученые-криминалисты.
В настоящее время применяются фотонаборы, которые помогают использовать множество судебно-фотографических методов и приемов, а также существует специальное фотооборудование, которым располагают созданные экспертно-криминалистические центры. В связи с прогрессом технологий, сделать криминалистическую фотографию намного легче, при этом её эффективность будет в разы выше, чем в СССР.
Однако и сейчас, несмотря на долгую историю криминалистической фотографии, продолжают вестись теоретические разработки ученых, которые в том числе касаются новейших технологий.
Наиболее актуальными в современной криминалистике становится применение 3 D-моделирования, технологии виртуальной и дополненной реальности [4, с.154].
В настоящее время одним из самых актуальных направлений является использование панорамной 3-D фотосъемки. Также существует возможность составление 3-D фотографии места преступления из 2-D фотографии.
Одним из самых эффективных методов расследования с использованием 3-D является сканирование места происшествия и последующая работа следователя и экспертов с 3 D-моделью.
Также в современной криминалистике используется виртуальная реальность. В основном она используется с целью опознания, так как с её помощью можно опознать преступника более точно, чем при 2-D фотографии и это безопаснее для опознающего, чем опознание преступника в живую. В данной ситуации опознающий может подойти к опознаваемому с любой стороны, чтобы получить больше деталей и ассоциаций [9].
Виртуальная реальность может использоваться и при проверке показаний на месте или при судебно-психологической экспертизе. При трехмерной модели места происшествия, полученной в результате сканирования, можно более эффективно провести проверку показании на месте, так как проверка показании на месте зачастую проводится после достаточно длительного времени и многие важные детали из-за этого могут быть упущены. Виртуальная модель позволяет оказаться на месте преступления, каким оно было в момент осмотра. Человек, чьи показания проверяются, может указать, например, на отсутствие каких-то предметов (были похищены или скрыты преступником) [8].
С помощью очков виртуальной реальности можно на основе съемок с камер наблюдения и показаний свидетелей воссоздать сцену преступления.
Также можно воссоздать 3-D траекторию полета пуль. Данное изображение будет более информативным, чем простая 2-D модель.
В целом данные направления достаточно перспективны и, думается, что методы и способы расследования преступлений с такими технологиями будут со временем еще более совершенными.
Особо быстро разрабатываются новые технологии в области криминалистики в странах Западной Европы и США, связанные с использованием очков виртуальной реальности.
Несмотря на это есть ряд очень удачных теоретических работ русских ученых, которые имеют важное практическое значение. Так, Иванов Н. А. , на мой взгляд, дал достаточно удачную квалификацию виртуальных 3D-доказательств в зависимости от процессуального статуса [1, с.6]:
3D-фото, 3D-видео и компьютерные программы, при просмотре или работе которых создаются 3D-изображения, которые являются объектами авторского права и могут выступать в качестве объектов преступных посягательств (например, так называемое компьютерное пиратство);
Материалы 3D-фотосъемки, 3D-видеосъемки и результаты 3D-сканирования, созданные при производстве следственных действия или в ходе судебных заседаний;
3D-фото и 3D-видео, созданные за рамками уголовного процесса и включаемые в группу уголовных доказательств - "иные документы", содержание которых может служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела;
3D-фото, 3D-видео и компьютерные программы, при просмотре или работе которых создаются 3D-изображения, оборот которых законодательно запрещен или ограничен .
Однако русскоязычных статей описывающих особенности применения современных 3-D технологий, технологий виртуальной и дополненной реальности еще очень немного.
Рассмотрев основной вклад русских ученных в развитие криминалистической фотографии можно сделать несколько основных выводов:
- Развитие криминалистической фотографий в России переживало свои взлеты и падения.
Так, сама криминалистическая фотография появилась в России позднее чем во многих Европейских государствах, но благодаря деятельности Буринского появились новейшие методы криминалистической фотографии, применяемые в России. В СССР, в целом, развитие криминалистической фотографии было соразмерно передовым Западным странам. Сегодня Россия во многом должна заимствовать передовые технологии стран Запада.
- Проследив основные вехи развития криминалистической фотографии в России можно утверждать, что русские ученые внесли большой вклад в развитие криминалистической фотографии.
- Деятельность Е.Ф. Буринского сыграла огромную роль не только в развитии криминалистической фотографии в России, но и для криминалистики в целом. Так же этот ученный внес огромный вклад в становление экспертных учреждений в России.