Статья:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Конференция: CCXL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Горешина Е.В. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(240). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(240).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Горешина Екатерина Васильевна
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток
Баранник Игорь Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, которые предназначены для решения различных социально-экономических задач.

Государственные органы и хозяйствующие субъекты осознают важность совместной работы для достижения оптимального функционирования экономики. При этом, необходимо учитывать сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост.

Государство играет ключевую роль в формировании и реализации экономической политики, определяющей достижение стабильности и устойчивости в стране. Под действием глобальных изменений и вызовов, все больше внимания уделяется обеспечению эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Это позволяет не только защитить интересы различных сторон, но и способствует устойчивому экономическому развитию.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе контрольной деятельности государственных органов в сфере предпринимательства.

Предметом исследования является действующее российское законодательство, которое регулируют контрольную деятельность государственных органов в сфере предпринимательства.

Государственный контроль и его законодательные основы становятся все более актуальными в различных областях деятельности, привлекая внимание юристов и правоохранительных органов. Некоторые исследователи, например такие как Агамагомедова С.А. [1], Докукина М.И. [4] рассматривают государственный контроль как широкий институт, который включает в себя практически все виды контрольной деятельности государственных органов. Другие авторы, в частности такие как Казакова Н.А. [5], наоборот, ограничивают государственный контроль только контролем исполнительной власти.

Вопросы государственного контроля изучаются в разных научных работах по административному, конституционному праву и теории государства и права. При выборе опции государственного контроля следует учитывать разнообразие его форм и сферы применения. Все органы государственной власти несут ответственность за контроль, при этом важно помнить о принципе разделения властей, который определяет, что каждая ветвь власти осуществляет контроль в определенных областях правоотношений.

Согласно Губину Е.П. [3], контроль - это проверка и постоянное наблюдение с целью контроля и надзора. Кашапова И.А. связывает контроль с административным влиянием, процессом сдерживания, ограничения или проверки чего-либо или кого-либо [6, c. 52].

Итак, из этих определений следует, что контроль представляет собой активность контролирующих субъектов, направленную на пресечение нарушений различных норм и предписаний со стороны подконтрольных объектов.

Согласно позиции Воропаевой М.А., Лиликовой О. С., различия между государственным контролем и надзором заключаются в следующем [2]:

- Органы государственного контроля имеют более широкие полномочия по сравнению с надзорными органами. В отличие от контроля законности, который является основным направлением деятельности надзорных органов, они также осуществляют контроль эффективности деятельности.

- Контроль направлен на конкретные субъекты, в то время как надзор осуществляется в отношении различных юридических и физических лиц.

Конджакулян К.М., Кадиев Г.А., определяют государственный контроль как способ поддержания законности и целесообразности в подконтрольных сферах, а государственный надзор - как способ поддержания законности в различных сферах деятельности [7].

Государственный контроль представляет собой более широкое понятие по сравнению с государственным надзором, который является составной частью этого контроля. Считать эти понятия полностью разными категориями недопустимо.

Кроме того, современные законы не делают особой разницы между контролем и надзором. Единственный закон, в котором содержится определение этих понятий, - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» [9].

Согласно этому закону, государственный контроль для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц означает деятельность уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленную на выявление и пресечение правонарушений со стороны подконтрольных лиц через проведение проверок, наблюдение и другие профилактические меры. Конституция РФ [8], конечно, устанавливает основы государственного контроля, но не предоставляет определения.

Содержание государственного контроля, во-первых, упоминается в ст. 101 ч. 5 при описании полномочий Федерального Собрания РФ по установлению Счетной палаты для контроля исполнения федерального бюджета. Относительно надзора в Конституции РФ есть упоминание только в ст. 126, где описываются полномочия Верховного Суда РФ в осуществлении надзорного производства. Подробное изучение признаков государственного контроля находится в теории государства и права, теории административного и конституционного права.

Таким образом, следует сформулировать вывод, о том, что государственный контроль имеет общий характер. Также государственный контроль распространяется на все сферы деятельности государства и общества, но в пределах, определенных правовыми нормами.

Областью государственного регулятора являются различные сферы, например, социальная политика, экономика, внешняя и внутренняя политика, деятельность частных лиц, операции организаций и учреждений и так далее. Что касается объектов, на которые распространяется государственный контроль, это могут быть как отдельные физические лица или юридические лица, так и органы государственной и муниципальной власти.

Цель государственного контроля заключается в выявлении недостатков в предпринимательской деятельности с точки зрения ее организации и проведения в соответствии с требованиями федеральных законов и других нормативно-правовых актов, а также в наказании виновных в нарушении этих норм.

Контроль подразделяется на:

1) внутренний контроль, под которым понимается деятельность государственного органа направленная на обеспечение исполнения его ведомствами, территориальными и структурными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями принятых государственным органом решений, а также требований законодательных актов и постановлений Правительства РФ.

2) внешний контроль, под которым понимается деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью иных физических и юридических лиц требованиям, установленным законодательными актами и постановлениями Правительства РФ;

3) Отношения, возникающие при проведении внутреннего контроля определяется самим государственным органом.

Также, многие авторы, выделяют следующую классификацию видов контроля:

1. По сфере действия:

- бюджетный контроль;

- валютный контроль;

- гос метеорологический контроль;

- контроль безопасности при использовании атомной энергетики;

- налоговый контроль;

- санитарно-карантинный, карантинный, фитосанитарный контроль;

- таможенный контроль;

- транспортный контроль;

- финансовый контроль.

2. От стадии контроля и цели проведения:

- предварительный – предупреждения и профилактика соблюдения ПД;

- текущий – цель оценка реально осуществляемой ПД;

- последующий – проверка исполнения тех или иных решений гос органов.,

Таким образом, можно заключить:

Государственный контроль - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

 

Список литературы:
1. Агамагомедова С. А. Добросовестность как категория публичного права и ее учет при осуществлении государственного контроля и надзора / С. А. Агамагомедова // Государство и право. – 2020. – № 7. – С. 124-131.
2. Воропаева М. А., Лиликова О. С. Государственный контроль (надзор) за осуществлением предпринимательской деятельности // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55, Часть 5. – 96 с.
3. Губин Е.П. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / отв. ред. Е.П. Губин. – М.: Юстицинформ, 2019. – 719 с.
4. Докукина М. И. Проблемы осуществления контрольно-надзорной деятельности государства / М. И. Докукина // Вестник науки. – 2020. – Т. 4, № 7. – С. 25-29.
5. Казакова Н. А. Аудит : учебник / Н. А. Казакова, Е. И. Ефремова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 425 с. 
6. Кашапова И.А. Государственный контроль за деятельностью предпринимателя / И.А. Кашапова // Аграрное и земельное право. – № 8 (212). – 2022. – С. 52-55.
7. Конджакулян К.М., Кадиев Г.А. Понятие и сущность государственного контроля в системе государственного управления / К.М. Конджакулян, Г.А. Кадиев // Закон и право. – № 1. – 2022. – С. 69-72. 
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2020. – № 31. – ст. 4398. 
9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. – 2023. – № 52 (ч. 1). – ст. 6249.