НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО ПРИЕМУ У НАСЕЛЕНИЯ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ИНЫХ ВИДОВ ВООРУЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ
Конференция: CCLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО ПРИЕМУ У НАСЕЛЕНИЯ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ИНЫХ ВИДОВ ВООРУЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ
Аннотация. В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование порядка приема у населения оружия, боеприпасов и иных видов вооружения, находящихся в незаконном обороте. Выявляются обстоятельства, препятствующие повышению эффективности принимаемых государством мер, предлагаются пути решения.
Ключевые слова: оружие, боеприпасы, возмездное изъятие оружия, оборот оружия, МВД России, Росгвардия.
Одним из основных способов предупреждения вооруженных преступлений является контрольно-надзорная деятельность правоохранительных органов в сфере оборота оружия. Очевидным является факт, согласно которому строгая регламентация, а также ограничительные меры в сфере оборота огнестрельного оружия и взрывчатых веществ значительно снижают вероятность того, что оружие попадет в руки злоумышленников или же лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Рост количества вооруженных конфликтов в различных частях планеты, либерализация законодательства в отдельных странах, способствуют увеличению количества стрелкового оружия, как в легальном, так и незаконном гражданском оборотах. Так, по данным экспертов, через два года объем мирового рынка стрелкового оружия достигнет рекордных $9,6 млрд. [7]. К сожалению, любой вооруженный конфликт приводит к росту незаконного оборота огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, а также числа преступлений с их использованием. Одной из действенных мер, направленных на изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов является организация деятельности по добровольной сдаче гражданами различных видов вооружения.
Исторический опыт демонстрирует эффективность мер по организации добровольной сдачи оружия населением, особенно когда государство прибегает не только к императивным методам, но и к методам поощрения, освобождая лицо от юридической ответственности, а также выплачивая денежное вознаграждение. Сохранились документы, датированные 1812 г. [5], свидетельствующие об организации Комитетом министров Российской империи и местными властями возмездного изъятия трофейного оружия и амуниции, скопившегося у населения в результате Отечественной войны 1812 г.
К подобным мерам власти прибегали и в другие периоды истории нашей страны, в особенности, активизация данных мероприятий наблюдалась в постреволюционный период, в период Гражданской войны, в период Великой Отечественной войны [6, с. 56]. В современной истории, меры по организации добровольной возмездной сдачи огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ показали свою эффективность в Северо-Кавказском регионе. Таким образом, возмездное изъятие хранящегося у граждан и организаций оружия не является передовым опытом, однако этот опыт демонстрирует свою эффективность на протяжении нескольких столетий. Важно отметить, что складывающаяся в нашей стране обстановка требует дальнейшего развития единой системы действенных мер по приему незаконно хранящегося оружия у населения на добровольной возмездной основе.
Современное законодательство обязывает физических и юридических лиц осуществлять немедленную сдачу оружия, право на оборот которого они не имеют. В связи с этим, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [1] возлагает контроль за оборотом оружия, в том числе и прием добровольно сданного оружия, на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия.
Согласно пп. 12, 35 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2], а также ст. 22 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [3], к числу органов, уполномоченных в сфере оборота оружия, относятся войска национальной гвардии Российской Федерации, а также органы внутренних дел Российской Федерации.
На органы внутренних дел возлагается обязанность по приему добровольно сданного оружия. При этом законодатель детализирует перечень предметов, подлежащих приему, включая в их число не только огнестрельное оружие и его основные части, но и газовое, холодное и иное оружие. Также в перечень включены взрывоопасные предметы, взрывные устройства, а также взрывчатые вещества. Росгвардия осуществляет прием от органов внутренних дел добровольно сданного оружия, хранение и уничтожение такого оружия, а также прием добровольно сданных взрывоопасных предметов, взрывных устройств и взрывчатых веществ.
Порядок приема добровольно сданного оружия осуществляется на основе подзаконных нормативно-правовых актов. Такой нормативной основой для деятельности органов внутренних дел является Приказ МВД России от 17.12.2012 № 1107 «Об утверждении Порядка осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ», для деятельности Росгвардии Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.01.2018 № 9 «Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации». Также в целях межведомственного взаимодействия для решения описываемых задач, принят Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и МВД России от 22 февраля 2019 г. №№ 54/90 «Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия».
Анализ нормативного регулирования исследуемой сферы показывает, что организация приема и хранения изъятого оружия (боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.) требует дальнейшего нормативного и организационного развития. По-прежнему порядок и размер выплат денежного вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ регламентируется на региональном и местном уровнях. Так, например, на территории Чувашской Республики действует, Постановление администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики от 18.05.2023 №496 «Об утверждении Порядка выплат денежного вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося или найденного на территории Канашского муниципального округа Чувашской Республики огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». Аналогичные акты приняты в других муниципальных округах.
Содержание различных местных и региональных нормативных правовых актов (например: Постановления Правительства Новгородской области от 23 апреля 2018 г. № 155, Правительства Санкт-Петербурга от 3 сентября 2014 г. № 830, Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 августа 1995 г. № 545 и др.) демонстрирует отсутствие единого унифицированного подхода в отношении важнейшей сферы регулирования общественных отношений.
Помимо вышеуказанных обстоятельств, весьма актуальным является вопрос о совершенствовании нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере хранения сданного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. По-прежнему имеет широкое распространение факт отсутствия в территориальных органах Росгвардии и МВД специально оборудованных помещений, предназначенных для безопасного и надежного хранения оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Вместе с тем, за 2022-2023 наблюдается динамика роста количества изъятого, добровольно сданного и найденного оружия на складах вооружения и в подразделениях МВД России. Так, по состоянию на 01.01.2024 в местах хранения оружия МВД России по Чувашской Республике - Чувашии на хранении находится – 1259 ед. изъятого, добровольно сданного и найденного оружия (по состоянию на 01.01.2022 - 1241), в том числе изъятого по уголовным делам – 183 ед. (по состоянию на 01.01.2022 – 82 ед.). Современная обстановка дает основания полагать, что в ближайшие годы, особенно в западных регионах Российской Федерации количество сданного или изъятого оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ будет только расти.
Очевидно, что хранение взрывоопасных веществ и предметов, их содержащих в незащищенных помещениях создает угрозу жизни и здоровью сотрудников правоохранительных органов и граждан в случае непроизвольной детонации, либо воспламенения. При этом временное хранение взрывчатых веществ в комнатах хранения оружия дежурных частей является нарушением требований ведомственного законодательства [4].
Дальнейшее развитие института добровольной возмездной сдачи оружия боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ требует качественного решения задач, связанных с законодательным урегулированием данных общественных отношений на федеральном уровне, а также организацию мест безопасного хранения переданного или изъятого оружия. Такие меры позволят обеспечить правопорядок, снизить количество тяжких и особо тяжких преступлений, обеспечить защиту прав и свобод граждан путем сокращения незаконного оборота оружия.