Особенности административного выдворения иностранных граждан в РФ
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Особенности административного выдворения иностранных граждан в РФ
Происходящие в современном обществе миграционные процессы обуславливают возникновение проблем, связанных с их регулированием, применение административных рычагов и процедур в пресечении неблагоприятных миграционных явлений. Важное место в этой сфере занимает и институт административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации.
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства – это мера административного принуждения, применяемая в одностороннем порядке к специальным субъектам административно-правовых отношений – иностранным гражданам и лицам без гражданства, незаконно находящимся на территории Российской Федерации в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными государственными органами в целях предотвращения угрозы государственной безопасности и общественному порядку, защиты прав и законных интересов граждан и предотвращения нарушения российского законодательства, устанавливающего порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ [4].
В прошедшие годы многократно возросло число иностранных граждан, выдворяемых с территории Российской Федерации. В 2016 году суды РФ вынесли решения о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении 198.371 человек (против 137.097 человек в 2015 и 45.227 человек в 2014 году); а запрет на въезд на территорию РФ, согласно данным ФМС, был наложен на 675.950 человек (против 449.581 в 2015 и 73.816 в 2014 годах). Тем не менее, институт выдворения все еще нуждается во внимании законодателя.
Выдворение следует отличать от депортации. Депортируемый, приобретя новые основания для пребывания, сможет снова въехать в РФ.
В действующем законодательстве депортация "наделяется" свойствами административной ответственности. Так, например, указанная на слайде статья устанавливает возможность ограничения въезда в РФ как выдворяемым, так и депортируемым. Данное обстоятельство вносит определенную смуту в понятийный аппарат, наделяя «выдворение» и «депортацию» сходными юридическими свойствами, в то время как «выдворение» – мера юридической ответственности, а «депортация» – мера управленческого воздействия в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан [5, c.39].
Ряд проблем имеет место и при рассмотрении дел, связанных с выдворением.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет, в частности, административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела [1].
Возможно ли в указанный срок в полном объеме исследовать обстоятельства, подлежащие выяснению, а также доказательства, на основе которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства?
Как правило, такие сжатые сроки являются одной из основных причин возникновения и других проблем, например связанных с нарушением прав на защиту, собиранием и исследованием доказательств, установлением личности лица, привлекаемого к административной ответственности, его семейного положения, а также с несвоевременным предоставлением переводчика.
Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Вместе с тем, большая часть материалов по делам об административных правонарушениях поступает из отделов МВД и УФМС без соответствующего перевода, и лицам, участвующим в производстве по таким делам, не предоставляется переводчик. Связано это прежде всего с тем, что указанными органами не заключены договоры с организациями, осуществляющими переводы и предоставляющими переводчиков [3, c.21].
Для того, чтобы избежать подобных проблем, на практике иностранным гражданам предлагается либо написать собственноручно заявление о том, что они в услугах переводчика не нуждаются, либо переписать текст такого заявления с образца (поскольку сами они, как правило, не могут это сделать), либо подписать такой текст, написанный или напечатанный другим лицом (например, сотрудником полиции).
Однако при поступлении материалов в суд выясняется, что фактически иностранные граждане (в том числе прибывшие на территорию Российской Федерации из государств СНГ) русским языком в достаточной мере не владеют. В таких случаях при обжаловании решений районных судов в этой части вышестоящий суд обоснованно приходит к выводу о нарушении права на защиту, поскольку без услуг переводчика сам иностранный гражданин не может осуществлять свою защиту в полном объеме.
Если же суды занимают принципиальную позицию по поводу необходимости предоставления иностранным гражданам переводчика, то работники МВД и УФМС зачастую привлекают в качестве переводчиков земляков иностранных граждан, которые сами не в полной мере владеют русским языком и не могут надлежащим образом перевести официальные документы на свой родной язык. Данное обстоятельство также нередко приводит к нарушению права иностранных граждан на защиту. Кроме того, вызывает сомнение и беспристрастность таких «переводчиков». Несоблюдение права на защиту в случаях непредоставления иностранному гражданину переводчика подрывает не только судебное решение, но и авторитет Российской Федерации.
Законодатель не определяет срок, в течение которого лицо должно быть выдворено с территории Российской Федерации и в течение которого оно может содержаться в специальных местах, определенных ОВД или созданных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Назрела необходимость определить конкретный срок содержания таких лиц и разрешить вопросы, касающиеся его продления, по аналогии со ст. 108, 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Содержание иностранного гражданина в указанных учреждениях без ограничения срока существенно нарушает право на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренное ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 22 Конституции Российской Федерации [2].
Исходя из необходимости преодоления указанных проблем, следует предпринять шаги в следующих направлениях:
· совершенствование российского законодательства, четкая правовая регламентация указанных выше вопросов;
· создание рабочей группы для разработки проектов соответствующих конвенций о правовой помощи и правовых отношениях в области миграции и по делам об административных правонарушениях из представителей различных ведомств, как имеющих отношение к привлечению иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности, связанной с их выдворением за пределы Российской Федерации, так и занимающихся непосредственно исполнением данного административного наказания.