Статья:

Особенности административного выдворения иностранных граждан в РФ

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Скибенко Я.Г. Особенности административного выдворения иностранных граждан в РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 29 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности административного выдворения иностранных граждан в РФ

Скибенко Яна Григорьевна
студент, РГЭУ (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону
Лаптева Виктория Федоровна
научный руководитель, ассистент, РГЭУ (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Происходящие в современном обществе миграционные процессы обуславливают возникновение проблем, связанных с их регулированием, применение административных рычагов и процедур в пресечении неблагоприятных миграционных явлений. Важное место в этой сфере занимает и институт административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства – это мера административного принуждения, применяемая в одностороннем порядке к специальным субъектам административно-правовых отношений – иностранным гражданам и лицам без гражданства, незаконно находящимся на территории Российской Федерации в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными государственными органами в целях предотвращения угрозы государственной безопасности и общественному порядку, защиты прав и законных интересов граждан и предотвращения нарушения российского законодательства, устанавливающего порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ [4].

В прошедшие годы многократно возросло число иностранных граждан, выдворяемых с территории Российской Федерации. В 2016 году суды РФ вынесли решения о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении 198.371 человек (против 137.097 человек в 2015 и 45.227 человек в 2014 году); а запрет на въезд на территорию РФ, согласно данным ФМС, был наложен на 675.950 человек (против 449.581 в 2015 и 73.816 в 2014 годах). Тем не менее, институт выдворения все еще нуждается во внимании законодателя.

Выдворение следует отличать от депортации. Депортируемый, приобретя новые основания для пребывания, сможет снова въехать в РФ.

В действующем законодательстве депортация "наделяется" свойствами административной ответственности. Так, например, указанная на слайде статья устанавливает возможность ограничения въезда в РФ как выдворяемым, так и депортируемым. Данное обстоятельство вносит определенную смуту в понятийный аппарат, наделяя «выдворение» и «депортацию» сходными юридическими свойствами, в то время как «выдворение» – мера юридической ответственности, а «депортация» – мера управленческого воздействия в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан [5, c.39].

Ряд проблем имеет место и при рассмотрении дел, связанных с выдворением.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет, в частности, административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела [1].

Возможно ли в указанный срок в полном объеме исследовать обстоятельства, подлежащие выяснению, а также доказательства, на основе которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства?

Как правило, такие сжатые сроки являются одной из основных причин возникновения и других проблем, например связанных с нарушением прав на защиту, собиранием и исследованием доказательств, установлением личности лица, привлекаемого к административной ответственности, его семейного положения, а также с несвоевременным предоставлением переводчика.

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Вместе с тем, большая часть материалов по делам об административных правонарушениях поступает из отделов МВД и УФМС без соответствующего перевода, и лицам, участвующим в производстве по таким делам, не предоставляется переводчик. Связано это прежде всего с тем, что указанными органами не заключены договоры с организациями, осуществляющими переводы и предоставляющими переводчиков [3, c.21].

Для того, чтобы избежать подобных проблем, на практике иностранным гражданам предлагается либо написать собственноручно заявление о том, что они в услугах переводчика не нуждаются, либо переписать текст такого заявления с образца (поскольку сами они, как правило, не могут это сделать), либо подписать такой текст, написанный или напечатанный другим лицом (например, сотрудником полиции).

Однако при поступлении материалов в суд выясняется, что фактически иностранные граждане (в том числе прибывшие на территорию Российской Федерации из государств СНГ) русским языком в достаточной мере не владеют. В таких случаях при обжаловании решений районных судов в этой части вышестоящий суд обоснованно приходит к выводу о нарушении права на защиту, поскольку без услуг переводчика сам иностранный гражданин не может осуществлять свою защиту в полном объеме.

Если же суды занимают принципиальную позицию по поводу необходимости предоставления иностранным гражданам переводчика, то работники МВД и УФМС зачастую привлекают в качестве переводчиков земляков иностранных граждан, которые сами не в полной мере владеют русским языком и не могут надлежащим образом перевести официальные документы на свой родной язык. Данное обстоятельство также нередко приводит к нарушению права иностранных граждан на защиту. Кроме того, вызывает сомнение и беспристрастность таких «переводчиков». Несоблюдение права на защиту в случаях непредоставления иностранному гражданину переводчика подрывает не только судебное решение, но и авторитет Российской Федерации.

Законодатель не определяет срок, в течение которого лицо должно быть выдворено с территории Российской Федерации и в течение которого оно может содержаться в специальных местах, определенных ОВД или созданных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Назрела необходимость определить конкретный срок содержания таких лиц и разрешить вопросы, касающиеся его продления, по аналогии со ст. 108, 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Содержание иностранного гражданина в указанных учреждениях без ограничения срока существенно нарушает право на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренное ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 22 Конституции Российской Федерации [2].

Исходя из необходимости преодоления указанных проблем, следует предпринять шаги в следующих направлениях:

·     совершенствование российского законодательства, четкая правовая регламентация указанных выше вопросов;

·     создание рабочей группы для разработки проектов соответствующих конвенций о правовой помощи и правовых отношениях в области миграции и по делам об административных правонарушениях из представителей различных ведомств, как имеющих отношение к привлечению иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности, связанной с их выдворением за пределы Российской Федерации, так и занимающихся непосредственно исполнением данного административного наказания.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета, 2001. – 31 декабря. – № 256.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Бюллетень международных договоров, 2001. – № 3.
3. Максимов И. В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как вид административного наказания // Современное право. 2004. № 6.
4. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета, 2002. – 31 июля. – № 140.
5. Шурухнова Д. Н. Соотношение между административным выдворением иностранных граждан и лиц без гражданства и депортацией // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник тезисов статей. – М., 2003.