Статья:

Государственная защита обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе России

Конференция: CVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Еременко П.О. Государственная защита обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(106). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(106).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная защита обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе России

Еременко Полина Олеговна
студент, Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ), РФ, г. Москва
Жданова Яна Владимировна
научный руководитель,

 

Обеспечение участия свидетелей и других лиц в уголовном судопроизводстве является одной из главных задач органов досудебного расследования и суда. К сожалению, на практике случаются ситуации, когда потерпевшие или свидетели отказываются давать показания или уклоняющиеся от совершения процессуальных действий, меняют свои прежние показания (что является решающим при соблюдении принципа непосредственность исследования доказательств судом) предоставляют неполные или недостаточно четкие показания учитывая реальную или потенциальную угрозу применения к ним, их родственников и членов семей насилия, запугивания, психического принуждения или иных форм противоправного воздействия.

Особенно остро эта проблема ощущается на фоне совершение тяжких и особо тяжких преступлений (резонансных и коррупционных преступлений, военных преступлений), когда запугивание свидетелей и потерпевших связано с неограниченными возможностями организованной преступности, в РФ в том числе.

Решением проблемы является обеспечение защиты свидетелям и потерпевшим в уголовном судопроизводстве. Под защитой следует понимать обеспечение состояния безопасности таким лицам в рамках их статуса как участников уголовного производства [4, с. 512].

Программа по защите свидетелей (1982) закрепила за правоохранительными органами полномочия по созданию свидетелю особых условий для обеспечения его безопасности. В частности, согласно этой Программе, защита может осуществляться в случаях, когда свидетель дает всю известную ему информацию для осуществления правосудия; свидетель и члены его семьи, которые принимают участие в уголовном процессе, рискуют жизнью; возможна полная или частичная компенсация властями штата или местными органами средств на организацию мер безопасности [1].

Основная цель принятия закона «О защите жертв и свидетелей преступлений» – «предоставление гражданам относительно безопасных и более приемлемых форм участия в уголовном процессе, повышения их защищенности и значимости в судопроизводстве». Законом также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление тайного воздействия на жертву или свидетеля преступления, усовершенствован механизм возмещения причиненных убытков лицам, пострадавшим от преступления. Так, согласно этого закона за запугивание или покушение на запугивание предусмотрено наложение штрафа в размере 250 000 долларов США или лишение свободы на срок до 10 лет или применение обоих видов наказания одновременно. В дальнейшем этот закон был доработан.

В настоящее время федеральная программа безопасности свидетелей (WITSEC) является самой продолжительной программой в мире, в течение 30 лет она подчиняется службе судебных приставов. Основным элементом ее работы является секретность и постоянное перемещение. Также практикуется изменение личных данных свидетелей и членов их семей. Учитывая существенную затратность программа действует лишь на незначительное количество лиц, учитывая критерии, это лица, которые находятся в особо опасном состоянии [5, с. 119-128]. Таким образом, можно говорить о постепенном расширении в законодательстве США круга лиц и мер, которые использовались для защиты свидетелей с одновременным преобразованием базового закона на комплексный межотраслевой акт, регулирующий следующие вопросы.

WITSEC стала образцом для таких программ по всему миру. В Канаде и Австралии действуют аналогичные федеральные программы, которые сосуществуют с программами, установленными отдельными штатами.

Предпосылками применения защитных мер являются поводы и основания. Наше внимание обращено к одной из перечисленных предпосылок – основанию применения (начала) защитного процесса. Можно выделяем два вида таких оснований: юридическое и фактическое [2, с. 4-11]. Под юридическим основанием понимается правовое закрепление основания в законе, под фактическим – совокупность сведений о реальности (объективности) угрозы в отношении защищаемого лица. Помимо поводов и оснований применения защитных мер, в теории выделяются еще и условия реализации такого процесса. В литературе предпосылки применения мер государственной защиты в определенной мере исследованы в достаточной степени. Вместе с тем, различие научных подходов и авторских взглядов на содержание оснований применения мер безопасности представляется актуальным с точки зрения содержательности фактического основания. Именно оно является наиболее проблематичным в правоприменительной и судебной практике, так как является основным критерием применения (неприменения) мер безопасности участников уголовного судопроизводства.

Обобщая вышеупомянутое, можно прийти к выводу, что необходимо использовать понятие «обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве», а не понятие «обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе» или «обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном производстве».

Это объясняется тем, что судопроизводство относит обеспечение безопасности лиц на стадиях досудебного рассмотрения, во время судебного разбирательства, во время исполнения и отбывания наказания, а также и после отбывания наказания [3, с. 3 – 7].

Безопасность участников современного российского уголовного судопроизводства является непременным атрибутом реализации назначения уголовного правосудия (ст. 6 УПК РФ). Это, прежде всего, обусловлено тем, что процесс доказывания в настоящее время испытывает определенные сложности в связи с противодействием расследованию уголовного дела и его судебному рассмотрению с вынесением правосудного итогового решения.

 

Список литературы:
1. Victim and Witness Protection Act of 1982. – Public Law. 97-291- Oct.12/1982 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-96/pdf/STATUTE-96-Pg1248.pdf (Дата обращения 14.11.2020); Witness Security Program. U.S. Marshals Service [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.usmarshals.gov/witsec/ (Дата обращения 14.11.2020). 
2. Епихин А.Ю. Поводы и основания применения и реализации мер безопасности защищаемых лиц в уголовном процессе // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Сер.: Государство и право. 2004. № 7. 
3. Зайцев О.А., Епихин А.Ю., Мишин А.В. Проблемы имплементации международного опыта безопасности участников российского уголовного процесса // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. № 2. С. 3–7.
4. Поддержание прокурором государственного обвинения : пособ. [для студентов высших юридических учебных заведений] / Е. Блаживский, Н. Якимчук, И. Козьяков, М. Туркот и др. М. 2014. 
5. Семкив Т. совершенствование обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном производстве / Т. Семкив / /. – 2017. – № 3(15).