ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конференция: CXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь в хозяйственном процессе является одной из значимых гарантий вынесения судами, рассматривающими экономические дела, законных и обоснованных постановлений.
Следует отметить, что прокурорский надзор в хозяйственном судопроизводстве осуществляется с целью выполнения требований законодательства об обеспечении законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; о справедливом судебном разбирательстве компетентным, независимым и беспристрастным судом. Поэтому с целью реализации стоящих перед органами прокуратуры задач прокурор наделен необходимыми полномочиями.
Согласно части 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», одним из ключевых направлений деятельности прокуратуры является участие прокурора в рассмотрении экономическими судами дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Помимо этого, прокурор осуществляет надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также надзор за соблюдением законодательства при их исполнении [1]. При осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законодательства прокурор вправе при установлении нарушений законодательства обратиться в экономический суд с заявлениями (исками) в целях защиты юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия. Также законодатель разъясняет, что при подаче искового заявления в данном случае оно должно содержать обоснование того, в чем заключается государственный или общественный интерес, а также указание, какое право нарушено, ссылку на акты законодательства [2].
Статья 66 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) закрепляет право прокурора при установлении нарушений законодательства на предъявление иска в суд, рассматривающий экономические дела, в целях защиты государственных и общественных интересов. Так, прокурор вправе:
- подать заявление об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- предъявить иск о признании недействительными сделок, которые совершены государственными органами, органами местного управления и самоуправления, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном фонде которых есть доля государственной собственности [3].
Однако, на наш взгляд, спорным является положение части 2 статьи 228 ХПК, согласно которой в случае подачи прокурором в суд, рассматривающий экономические дела, и принятия к рассмотрению заявления об оспаривании ненормативного правового акта, действия оспариваемого ненормативного акта не приостанавливаются.
Хотелось бы отметить позицию российского законодателя по данному вопросу. Часть 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержит норму, согласно которой арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта или решения [4].
Существование данной правовой нормы способствует уменьшению появления негативных последствий действия ненормативного правового акта, а также предотвращает возможное причинение существенного ущерба правам и законным интересам заявителя [5, с. 155].
Поэтому целесообразно было бы дополнить статью 228 ХПК нормой, разрешающей приостанавливать действие ненормативного правового акта в случае, если об этом ходатайствует заявитель. Это поспособствовало бы более эффективному использованию прокурором своих прав.
Также стоит отметить, что названные выше полномочия прокурора в хозяйственном процессе законодатель регулирует процессуальным законодательством, а именно ХПК. Об этом указывается в статье 33 и части 2 статьи 45 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».
Однако обратившись к процессуальному законодательству, можно заметить, что процессуальный статус прокурора в хозяйственном процессе – лицо, участвующее в деле. Соответственно, на него распространяются все права и обязанности таких лиц, которые закреплены в статье 55 ХПК. Отметим, что прокурор, выступая в качестве субъекта хозяйственного процесса, не наделен никакими дополнительными полномочиями по сравнению с другими лицами, участвующими в деле. За ним лишь остается выполнение функции надзора за законностью.
Так, по-нашему мнению, стоило бы дополнить статью 66 ХПК нормой, регламентирующей право прокурора вступить в дело на любой стадии хозяйственного процесса, если того требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц. Внедрение такой нормы послужит благоприятным фактором при решении задач, поставленных законодателем перед органами прокуратуры. Таким образом можно будет устранить негативную ситуацию, когда проверка в вышестоящей судебной инстанции законности и обоснованности решения суда, рассматривающего экономические дела, затрагивающему государственный интерес, но рассматриваемому в экономическом суде не по инициативе прокурора, целиком и полностью зависит от усмотрения сторон процесса, которые, в свою очередь, руководствуются только удовлетворением своего частного интереса, но никак не интересов общества и государства.
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить значимость органов прокуратуры Республики Беларусь. Они, обеспечивая верховенство права, законность и правопорядок, защищают права и законные интересы не только граждан, но и организаций, а также общественные и государственные интересы. В связи с этим немаловажным является совершенствование законодательства, регулирующего полномочия прокурора в хозяйственном процессе. Полагаем, что закрепление предложений, названных в статье, позволит расширить полномочия прокурора в хозяйственном процессе с целью защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.