Некоторые тенденции оптимизации законодательства субъектов РФ
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Некоторые тенденции оптимизации законодательства субъектов РФ
Настоящая тема является достаточно актуальной в современном конституционном праве, как и в правоприменительной практике РФ. Предметом данного исследования являются определенные тенденции по оптимизации регионального законодательства в условиях современного федерализма.
Российская Федерация - одна из самых молодых мировых федераций, которая образовалась на основе унитарного государства. Такая особенность накладывает отпечаток на общественные отношения власти центра и субъектов соответственно.
Так, процесс преобразований России происходил на основе разрушения Советского Союза, достаточного ослабления центральной власти, что непосредственно дало реальную возможность определенным субъектам РФ обладать большим объемом суверенности.
Так, на специфику федерализма в нашем государстве повлияли и экономические, и национальные, и межрегиональные правоотношения.
Регламентированная основным законом государства равно, как и федеральным законодательством, договорами и соглашениями о разграничениях предметов ведения, компетенция субъектов РФ планомерно дополняется собственным законодательством.
На сегодняшни день на уровне субъектов РФ действуют ориентировочно 400 тысяч разных нормативно-правовых актов, которые.
Но при этом следует отметить, что количество имеющихся нормативных правовых актов нельзя рассматривать как единственный и объективный критерий, который позволил бы полагать, что общество стремительно продвигается в направлении формирования демократического правового государства.
Так, количественный рост не всегда ведёт за собой рост качественный. Обычно законопроекты как на уровне субъекта РФ, так и на уровне федерации подготавливаются без надлежащий образом качественной проработки, поэтому часто в таких законопроектах можно наблюдать противоречие и пробелы.
Праворегулирование зачастую подменяется политическими решениями без юридических механизмов по их осуществлению.
А правосознание уполномоченных должностных лиц равно, как и населения в целом, не успевает за не всегда рациональным, но при этом стремительным процессом изменения законодательной базы.
Так, демократический процесс законотворчества РФ и субъектов РФ начинался практически с нуля, по причине чего все большую актуальность стал приобретать вопрос оптимизации законодательства субъектов РФ.
Исходя из вышеизложенного, следует уточнить определение «оптимизация законодательства».
Так, под оптимизацией необходимо понимать нахождение наиболее рационального варианта решения задачи при заданных требованиях и ограничениях.
Другими словами, оптимизация законодательства – это, прежде всего, нахождение единственно верных правовых решений согласно принципам конституционализма, демократии и федерализма.
Большинство проблем, которые непосредственно связаны с качеством законодательства субъектов РФ, есть возможность решить при привлечении к законотворчеству независимых исследователей и ученых, выполняющих роль экспертов нормативно-правовых актов.
По мнению Ю.А. Тихомирова, должное внимание необходимо уделять мониторингу на стадии осуществления права, поскольку это «слабина» всей отечественной правовой системы.
Так, необходимость в полном планомерном мониторинге назревала уже давно.
Необходимо повысить и качество федеральных законов, поскольку они выступают как эталон для законодателей субъектов РФ.
Также необходимо дополнить и расширить структуру Федерального регистра нормативно-правовых актов субъектов РФ (добавление текстов федеральных законопроектов, законопроектов субъекта, тексты проектов доктрин, концепций, программ и обновление их текущего состояния).
В данном случае законодатель будет периодически осведомляться о тенденциях развития правовой системы, будет рассматриваться и анализироваться опыт федерального законодателя и остальных регионов.
Достижение данной цели имеет место быть и посредством обеспечения сетевого доступа к федеральным словарям.
Также следует на уровне рекомендаций выработать правила законодательной техники, например, те, которые непосредственно касаются выбора формы нормативно-правового акта.
Форма такого акта - это вид находящегося в определенной зависимости по отношению к другим правовым актам, который характеризуется особенностями его юридической природы, содержания, предмета регулирования, других юридических и юридико-технических свойств.
Так, Л.А. Морозова рассматривает 7 факторов, которые определяют выбор формы нормативно-правового акта: характер общественных отношений, которые составляют предмет регулирования; объем такого праворегулирования; содержание правового решения; средства и способы регулирования; формы государственного контроля; место правового решения в системе действующего законодательства; политическая ситуация в стране; законодательная политика государства.
Информационная функция государства по модернизации правотворчества информационными средствами была бы наиболее рациональна, поскольку она осуществлялаь бы одновременно на региональном и федеральном уровнях для взаимосвязи регионов в сеть для последующего обмена этими данными. Законодательство субъектов РФ, как уже отмечалось, - это явление достаточно новое, законодатели субъектов РФ не обладают достаточным количеством опыта и знаний для создания качественных законов.
Этому препятствует и, порой, отсутствие необходимой информации, не очень высокое качество законодательства эталонного уровня, указывает В.Д. Зорькин.
Главной задачей законодателей субъектов РФ в настоящее время является создание качественного нормативно-правового материала при строгом соблюдении принципа законности с широким использованием возможностей научных коллективов, глубоким осознанием проблем и нужд населения своего региона.
Только при соблюдении всех этих условий и требований станет возможным занятие этим уровнем законодательства достойного места в правовой системе демократического федеративного государства.