Становление института замещающих семей в России
Секция: Юриспруденция
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Становление института замещающих семей в России
В настоящее время возрастает потребность в развитии такого института как замещающая семья, так как тенденция роста детей – сирот сохраняется, а это значит, что необходимо совершенствовать, побуждать к инновационным изменениям формы устройства детей в семью. В соответствии со статистикой, более 100 тысяч детей – сирот находятся в государственных учреждениях таких как: детские дома, различные интернаты, дома – малютки. Однако, более 70 процентов детей – сирот имеют живых родителей.
Если проанализировать историю нашей страны, то мы увидим, что рассматриваемы институт всегда волновал государственных деятелей, однако в разные исторические периоды вопрос жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носил непоследовательный характер.
Началом зарождения и развития замещающей семьи можно считать десятый век, когда славяне практиковали жизнеустройство детей в семьи.
С принятием христианства на Руси жизнеустройством и воспитанием детей стали заниматься князья и церковь[1, с. 203], помощь которых носила непостоянных характер.
Несмотря на то, что в государстве старались устроить ребенка – сироту, ребенка, который родился вне брака, общество отчуждало таких «лишних» детей.
Такое презрительное отношение к детям – сиротам, детям, оставшихся без попечительства родителей, закончилось в эпоху правления Петра I, который был сторонником позиции сохранения жизни каждому ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Петр I отправлял таких детей в ряды, на тот момент, многочисленной армии.
Более того, первый император издал указ, согласно которому все права незаконнорожденных детей были узаконены. Благодаря этому указу, в России были открыты приюты для брошенных детей, получившие названия «дома призрения».
Все женщины, родившие ребенка вне брака, подбрасывали его к дверям приюта, тем самым спасая жизнь маленькому человеку, которого впоследствии никто не мог унизить или упрекнуть в природе его происхождения, в появлении его на свет без царского благословения.
Воспитательные дома получили активную популярность, в них проживало большое количество детей, но детскую смертность искоренить не могли, так как такие приюты не могли содержать такое большое количество детей.
Традицию в сохранении жизни детей продолжила и Екатерина II. В 1768 году опекунский совет Москвы признал оптимальным способом предотвратить смертность детей в таких домах – передачу их на воспитание в деревни за вознаграждение [2, с. 40]. Такие семьи получали государственную поддержку в виде денежного довольствия, направленного на воспитание, одежду, продовольствия для «лишнего» ребенка.
Таким образом, в XVIII века был положен конец детоубийству, государство пропагандировало политику в сохранении жизни любому рожденному ребенку.
Первая половина XIX века примечательна тем, что именно в этот период на законодательном уровне была установлена передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в селенья, тем самым государство преследовало цель уменьшить количество воспитательных домов, которые были переполнены детьми. Так как ввиду различных социальных факторов детей – сирот меньше не становилось, а государство не имело возможности в полной мере спонсировать воспитательные дома, в России начали появляться, так называемы, институты общественного воспитания – «приюты» и «ясли», созданные за счет средств частной благотворительности.
После упразднения системы патронатной семьи в стране детский дом был провозглашен наилучшим местом для воспитания и развития детей – сирот, который соответствовал всем поставленным задачам. В 1930 году на 3-м Всероссийском съезде было принято решение о закреплении всех детских воспитательных учреждений за заводами, колхозами, предприятиями, тем самым усиливая финансирование учреждений, а впоследствии решая вопрос трудоустройства и проживания воспитанников.
В этот же период была создана унифицированная единая система детских домов – интернатов, которая просуществовала до конца XX века.
На протяжении всего прошлого века исследователи в данной отрасли обосновывали важность развития такого института как замещающая семья, направленного на формирование и жизнеустройства детей – сирот.
Однако, после появления новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, замещающая семья как социальных институт прекращает свое существование. Время показало, что отказа от такой формы устройства детей, как замещающая семья, был преждевременным.
Но только в 90-х годах XX века рассматриваемый институт вновь получает право на существование. Это связано с тем, что отечественные исследователи изучали успешный американский опыт жизнеустройства детей [3, с. 5], который предполагал их передачу в приемную семью, так как именно в семье ребенок развивается благополучнее, чем в любом воспитательном учреждении для детей – сирот.
Семья является наилучшей средой для полноценного, всестороннего развития ребенка, именно воспитание в семье помогает ребенку в будущем существовать в социуме, выстраивать индивидуальный и эмоциональный контакт с людьми.
Таким образом, в 90-х XX века Министерство образования и науки Российской Федерации проводит активную политику развития семейных форм устройства детей – сирот.
Наряду с закрепленными в Семейном кодексе Российской Федерации формами устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Москве в рамках проектов международных благотворительных фондов была вновь создана модель патронатного воспитания, разновидностью которой являются семейные воспитательные группы, гостевые семьи.
Особенность данной модели состояла в том, что опекуном для ребенка являлся детский дом, а его работник выступал в роли патронатного воспитателя, являющимся в тоже время приемным родителем.
Такие детские дома семейного типа получали финансовую поддержку со стороны государства, которая включала, в том числе и заработную плату родителям – воспитателям.
Патронатное воспитание детей было передано в ведение субъектов Российской Федерации, которые на местном уровне принимаю нормативно - правовые акты, регулирующие новую модель устройства детей – сирот.
В настоящее время патронатное воспитание существует в сорока двух субъектах Российской Федерации.
В четырех субъектах страны законодательство, регулирующее патронат, находится в стадии разработке.
Таким образом, проанализировав историю развития института замещающей семьи в России, можно сделать однозначный вывод, что государство на протяжении всего своего существования неоднозначно относилось к рассматриваемому институту.
Однако история показала, что для развития ребенка – сироты наиболее благоприятным является воспитание в замещающей семьей, нежели в детском воспитательном учреждении, потому что именно в семье закладываются те базовые основы, навыки, которые необходимы для дальнейшего развития ребенка как личности, как самостоятельного индивида.