Статья:

Меры противодействия проявления экстремисткой деятельности в России

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Низамов Р.И. Меры противодействия проявления экстремисткой деятельности в России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Меры противодействия проявления экстремисткой деятельности в России

Низамов Ренат Иршатович
магистрант Набережночелниского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны
Хамитов Радик Накимович
научный руководитель, д-р философ. наук, канд. юрид. наук, доцент Набережночелниского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Проблема распространения экстремизма как общественно опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос совершенствования общенациональной системы его предотвращения.

Основной закон Российской Федерации - Конституция, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти, что То есть Конституция Российской Федерации является основой для создания и развития законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) [1, с.38].

С принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремизму было официально признано одной из актуальных областей правоохранительной деятельности. Данный  закон определяет правовые и организационные рамки противодействия экстремистской деятельности, которая в соответствии с правовым актом была принята с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, а также основ конституционного строя и обеспечения целостности и безопасности Россия Федерация. В уголовном законодательстве этот закон отражен в таких статьях, как «Организация экстремистского сообщества», «Организация деятельности экстремистской организации». Впоследствии в Федеральный закон были внесены поправки в несколько отдельных законодательных актов в связи с совершенствованием законадательства в сфере противодействия экстремизму[2, с. 86].

Законом определяются следующие принципы осуществления противодействия проявления экстремизма:

- законность – выражается в неуклонном соблюдение в процессе реализации мер по противодействию проявления экстремизма в нормативно-правовых актах различных уровней;

- сложность – заключается в объединение усилий основных действующих лиц профилактической деятельности по противодействию проявлениям экстремизма;

- оптимальность – определяется достижением наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму с наименьшими материальными, финансовыми и ресурсными затратами;

- эффективность – проявляется в реализации профилактических мер и адекватной криминологической обстановки [2, с.92]. 

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предотвращение экстремистской деятельности, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, других организаций, физических лиц[3, с. 96]. 

Качество координации деятельности правоохранительных органов в много зависит от того насколько эффективно происходит борьба по противодействию экстремизма. Координация должна быть более строгой в отношении процедур разработки и реализации согласованных решений. Процесс координации должен сопровождаться четким регламентированным  распределением ролей при использованием сил и средств, а также форм и методов работы. Это необходимо для снижения тенденции их развития, то есть это поможет снизить рост преступлений экстремисткой направленности.

В Российской Федерации не существует систематического превентивного воздействия со стороны всех органов, участвующих в противодействии экстремизму, в предотвращении вовлечения молодежи в совершение преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, такие беседы и встречи проводятся органами прокуратуры, местными отделами образования, министерством внутренних дел, в основном в школах, реже в средних специальных школах и очень редко в университетах, на работе и в других местах, где молодежь проводят свое время[3, с. 99]   

Помимо просветительской и разъяснительной работы, огромным потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает публикация основных результатов деятельности в области противодействия экстремизму. В связи с этим представляется целесообразным выпустить специальный открытый отчет правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Такая практика существует в некоторых зарубежных странах.

В связи с серьезностью проблемы экстремизма, государство принимает целый комплекс мер направленных на предупреждении и предупреждении преступлений экстремисткой направленности.  Одним из самых важных решений стало создание Департамента по противодействию экстремизму и Центра оперативной поддержки по борьбе с экстремизмом в структуре Министерства внутренних дел. В настоящее время центры противодействия экстремизму действуют во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации.

Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, который в рамках своей компетенции осуществляет меры по противодействию и предупреждению экстремизма, развивает и реализует государственную политику, регламентирует правовые основы противодействия функциям экстремистской деятельности, нормативные правовые акты МВД России.

Основной функцией Департамента является предотвращение и раскрытие преступлений, совершаемых на почве национальной, расовой и религиозной ненависти[4, с. 112].

Сотрудники отдела вовлечены в работу по раскрытию самых резонансных преступлений, таких как взрыв Невского экспресса, убийства священника Даниила Сысоева и антифашиста Ивана Хуторского. Кроме того, они активно работают над документированием преступной деятельности участников в ячейках международных экстремистских организаций.

Силами и полномочиями государственных органов ситуацию с экстремистскими проявлениями нельзя переломить. Поэтому конструктивное взаимодействие с институтами гражданского общества чрезвычайно важно. Отдел взаимодействует с представителями различных общественных и правозащитных организаций.

Противодействие экстремизму в современный период требует от государственных органов всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предотвращение, предотвращение и пресечение его проявлений в любой форме[4, с. 117]. Эта работа долгосрочная. Более того, многие ученые считают существующую нормативно-правовую базу для противодействия экстремизму в России достаточной для осуществления соответствующих действий правоохранительных органов. Однако, похоже, что это не совсем так.

Нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за экстремизм не столь эффективны. Прежде, всего, это связано с отсутствием желания правоохранительных органов, а также с тем, что нормы уголовного законодательства неэффективны[5, с.121]. То есть, можно сделать вывод, что в Российской Федерации для пропаганды и публичной демонстрации нацистской атрибутики или символов предусмотрены очень либеральные административные меры, в отличие от многих западных стран. Кроме того, следует обратить внимание на то, что лица, совершившие преступления по статьям 280, 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации избегают ответственности по двум основаниям:

1. недостижение возраста уголовной ответственности

2.  истечение срока давности для уголовного преследования.

Однако если деятельность государственных органов по борьбе с экстремизмом не будет эффективной это впоследствии приведет к  катастрофическими последствиями, прежде всего для самого государства.

 

Список литературы:
1. Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть: учебник для ВУЗов. М.: Проспект, 2015. 421 с.
2. Комиссаров В.С. Российское уголовное право. Общая часть: учебное пособие.М.: Статут, 2016. 365 с.
3. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М.: Юриспруденция, 2015. 174 с.  
4. Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву РФ: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. -179с.
5. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. М.: Городец, 2015. 336 с.