Статья:

Социальный и криминологический анализ преступлений в сфере медицинского обслуживания населения

Конференция: CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ульшина И.В. Социальный и криминологический анализ преступлений в сфере медицинского обслуживания населения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(111). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(111).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальный и криминологический анализ преступлений в сфере медицинского обслуживания населения

Ульшина Ирина Владимировна
студент, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

В Конституции РФ прямо указано право человека на медицинскую помощь и охрану его здоровья. Верховенство общепризнанных принципов и норм международного права указывает на то, что международные правовые акты более детально трактуют эти права и требуют обеспечения реальных гарантий на оказание качественной и своевременной медицинскую помощи каждому. Однако ситуация, складывающаяся на данный момент, идет в разрез с установленными нормами. Права пациентов всё чаще нарушаются, что приводит к падению уровня доверия национальной медицине у населения.

Хотелось бы отдельное внимание обратить на разграничение понятий «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Обслуживание представляет собой действия, направленные на предоставление услуг. Следуя этимологии слова, услуга – определенный, чаще всего, возмездный результат деятельности, удовлетворяющий обозначенную лицом потребность. Тогда как помощь – действия, или содействия, а также средства, облегчающие, упрощающие что-либо.

Законодатель определяет медицинскую услугу как медицинское вмешательство, а также комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, которые имеют самостоятельное законченное значение. [3]
В других источниках медицинская услуга – это мероприятие или комплекс мероприятий, также направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих определенную стоимость. [4]

Последнее, на наш взгляд, является одной из отличительных черт медицинских услуг. Ведь медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. [3] Т.е. мы делаем вывод, что медицинская помощь, по своему значению, намного шире понятия «медицинская услуга». Она заключает в себе комплекс выше описанных мероприятий, в том числе тех, которые могут оказываться платно. Именно поэтому, по нашему мнению, следует подвергать ответственности за некачественное оказание медицинской помощи, не только сотрудников государственных медицинских организация, но также тех лиц, которые оказывают медицинские услуги исключительно на коммерческой основе.

В России как в уголовном, так и в гражданско-правовом законодательстве не предусмотрены ятрогенные преступления. В МКБ-10 представлено толкование слова «ятрогения». [2] При данном явлении врач оказывает пациенту какое-либо неблагоприятное последствие при проведении лечебных, профилактических или диагностических процедур. В результате вышеперечисленных действий могут быть нарушены определенные функции организма, человек может остаться инвалидом или даже умереть. Стоит отметить, что к осложнению медицинских мероприятий приводят как ошибочные, так и правильные действия медицинского персонала.

Данного рода дефекты в работе медперсонала требуют особого внимания. Профессиональные сообщества врачей рассматривают и изучают возникающие ошибки. Принимаются профессиональные профилактические меры для предупреждения их в будущем. В крайне опасных и халатных ситуациях администрациями медицинских учреждений выносятся дисциплинарные наказания. Однако всё это не всегда происходит, т.к. многие бояться испортить статистику, нехватка персонала не позволяет уволить недобросовестных сотрудников, а боязнь самих руководителей оказаться на скамье подсудимых приводит к сокрытию преступлений в сфере медицинского обслуживания. Именно поэтому, по нашему мнению, ятрогенная преступность имеет латентных характер.

Хлапов в своих исследованиях отмечает, что только 1 из 12 мед. работников подвергается уголовному преследованию. Основная масса правонарушений не влечет даже дисциплинарной ответственности.[9] Корпоративность медицинского персонала, а также судебных экспертов, высокий уровень профессиональной поддержки являются препятствием к выявлению преступлений в сфере здравоохранения.

Официальные статистические данные о количестве преступлений в сфере медицинского обслуживания фактически нигде не указаны. Однако обращая внимание на многочисленные заявления в правоохранительные органы, можно говорить о негативно складывающейся тенденции к росту ятрогенной преступности. Также об этом часто говорят СМИ.

По данным на 2017 год в Следственный комитет России поступило 6 050 сообщений о преступлениях, совершенных по вине врачей. В результате их рассмотрения было возбуждено всего 1791 уголовное дело. Как сообщает официальный представитель следственного комитета, все обращения тщательно проверяются и лишь в каждом третьем случае возбуждается уголовное дело. [10]  Необходимо обратить внимание на то, что уровень профессионализма и качество расследования подобного рода преступлений повысился. Однако заметно, как в медицинской среде это начало негативно отражаться, т.к. у врачей появился страх перед ответственностью, а ведь никто не застрахован от риска осложнений, и ни один доктор не может дать 100-процентной гарантии на выздоровление.

Нельзя не отметить большую связь преступности в сфере оказания медицинской помощи с неосторожной преступностью. Говоря о последней Кузнецова и Миньковский пишут о преступном поведении, связанном с нарушением правил медицинской безопасности. [7] Невнимательность лица, нарушение правил предосторожности причиняют вред другим людям, безусловно, они становятся источниками опасности.

Дагель, классифицируя неосторожную преступность, выделял «неосторожное вмешательство в организм человека, его психику, причиняющее вред его физическому и психологическому здоровью. [6] По нашему мнению, это напрямую связанно с ятрогенными преступлениями и больше отражает изначальный смысл термина «ятрогения».  

Понятие ятрогенных преступлений, т.е. порожденных медицинскими работниками, в последнее время все больше распространяется и употребляется в юридической среде. Однако оно не несет тот смысл, который первоначально был заложен в слове ятрогения (заболевание, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача). Рассматривая данный термин с правовой точки зрения и опираясь на изложенный ранее опыт юристов и теоретиков права, можно сформулировать следующее определение преступлений в сфере здравоохранения. Ятрогенные преступления – это действия и/или бездействия, совершаемые умышленно или по неосторожности работниками медицинских учреждений, несущие общественную опасность при нарушении условий оказания медицинской помощи, а также причиняющие вред жизни, здоровью и иным законным правам и интересам пациентов.

Рассматривая данный термин с криминологического аспекта, можно сформулировать следующее определение: ятрогенные преступления – это те преступления, которые совершаются в сфере медицинского обслуживания населения на определенной территории за определенный период времени.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ятрогенную преступность следует выделять как отдельный вид преступности в одном ряду с насильственной преступностью, женской, корыстной, неосторожной, экономической и т.д.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Международная классификация болезней десятого пересмотра МКБ-10 (принята 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения) // Доступ из справочной правовой системы «Гарант»
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ(ред. от 29.05.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
4. <Письмо> ФФОМС от 08.05.2009 N 2056/26-и "О направлении "Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи при поэтапном переходе на одноканальное финансирование" // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»
5. Дроздов, В.Ю. Криминология: учебник / В.Ю. Дроздов, Н.Б. Хлыстова. – Москва: КНОРУС, 2019. – 210с. 
6. Дагель, П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. / П.С. Дагель. – М.: Юридическая литература, 1977. – 144с. 
7. Кузнецова, Н.Ф. Криминология / Н.Ф. Кузнецова, Г.Н. Миньковский. – М.: БЕК, 1998. – 442с.
8. Божченко, А.П. Ятрогения: содержание понятия в медицине и юриспруденции // Медицинское право. – 2016. - №5. 
9. Хлапов, А.Л. Профессиональные преступления медицинских работников / А.Л. Хлапов, И.А. Камаев, М.Н. Гриб, Е.А. Перевезенцев // Юридическое и деонтологическое обеспечение прав российских граждан на охрану здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Суздаль, 2008 г.
10. Заявление СК России в связи с расследованием уголовных дел в отношении медицинских работников // Новости – Следственный комитет Российской федерации: сайт. – Режим доступа: https://sledcom.ru/news/item/1199260/?type=main