ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРИНЯТЫЕ В РОССИИ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ 1853-1856 гг., О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИНАМИ
Конференция: CCLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРИНЯТЫЕ В РОССИИ ПОСЛЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ 1853-1856 гг., О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИНАМИ
В 21 веке роль женщины в жизни общества приобретает большое значение. В наше время женщина может занимать различные должности, включая работу в военных организациях и саму службу в вооруженных силах. В 19 веке положение представительниц женского пола было значительно хуже, они считались не способными для участия в войне, но после Крымской войны некоторые обстоятельства, касающиеся данного вопроса, изменились.
В 1853 году началась Крымская война, император Николай 1 посчитал своим гражданским долгом посетить Севастополь. Осенью по пути в осажденный Севастополь Н.И.Пирогов и его группа молодых хирургов посетили Бахчисарай, где находился военный госпиталь. Он располагался в двух казарменных домиках, где на кроватях вповалку лежали 360 раненых. В ходе беседы с военнослужащими хирург узнал, что они готовы были пойти участвовать в самых кровопролитных сражениях, но при этом боялись попасть в госпиталь, где [4]«для этих раненых не приготовили ровно ничего; как собак, бросили их на земле, на нарах, целые недели они не были перевязаны и даже не накормлены».[4, с. 6].
Пирогов один из первых начал говорить о том, что необходима помощь врачам и хирургам, работающим в госпиталях, но его слова очень долго не воспринимались в серьез и не принимались во внимание. В России тогда ходило такое мнение, что только падшая женщина может жить среди чужих мужчин и заботиться о них. Такая точка зрения имело право на существование, так как в 19 веке люди были верующими и придерживались традиционных ценностей и поэтому было не допустимо, чтобы женщина находилась долгое время рядом с посторонним мужчиной или ухаживала за ним, ведь у нее был свой муж и дети о которых она должна была постоянна заботиться. Также в это время говорили о том, что присутствие представительницы женского пола в госпитале ухудшало моральный климат. Это было связано с тем, что они относились ко многим мужчинам как к своим сыновьям и мужьям и поэтому могли проявлять чрезмерную заботу, что в свою очередь вело к тому, что солдат становился слабым, а на войне было не допустимо проявление такого чувства. Также это было связано с тем, что из-за беспокойства, которая проявлялось к ним они начинали влюбляться в них, из за чего потом могли возникнуть конфликты между солдатами за внимание медсестры.
Наконец, Николай Иванович был приглашен великой княгиней Еленой Павловной, супругой Николая I, которая объявила, что взяла на себя ответственность разрешить его просьбу.
Во время Крымской войны 1853-1856 года женщины активно принимали участие в уходе за ранеными и больными солдатами. В будущем это привело к созданию движения красного креста в России и утверждению устава. Сестры милосердия жили и работы в крестовоздвиженской общине. Это община была первой в мире, готовящей сестер милосердия для работы в действующей в армии. Их деятельность регламентировал устав «крестовоздвиженской общины сестер милосердия». В результате этого нормативно-правового акта женщины получили возможность служить в военном ведомстве, хотя и только в области медицины. Это хоть и в небольшой степени, но приблизило их к внесению вклада в помощи в войне. За счет чего русские солдаты могли получать медицинскую помощь и психологическую поддержку от сестер милосердия. К тому же условия содержания раненых солдат стали значительно лучше, что в свою очередь привело к уменьшению людских потерь.
Сам Пирогов потом вспоминал «Я убежден из опыта, что к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходима не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная и хорошо учрежденная администрация.». [1] [1, с. 1]
В крестовоздвиженской общине жили и трудились сестра-наставница, которая «заведует испытуемыми, наблюдает за их занятиями и поведением, приготовляет их к обязанностям Сестёр, ведет журнал, в который вносит свои замечания о наклонностях и способностях каждой из испытуемых, и заведует библиотекой, имея во всем ближайшим руководителем священника Общины» [2],[2] сестра-хозяйка «заведует довольствием Сестёр и больницы, кухнею, складами и прислугою, ведет подробную хозяйственную книгу и представляет ее ежемесячно на ревизию в Комитет»3, сестра-аптекарша, она «заведует аптекою Общины, содержит её в надлежащем порядке и ведёт книгу, в которую вносит всё, что приобретается для аптеки»3, сестра-казначея, которая «принимает все поступающие в Общину суммы, производит все денежные выдачи, внося как приход, так и расход в шнуровую книгу (п.73), и представляет Комитету, по окончании каждого месяца, отчёт вместе с документами». 3
Важно отметить, что служить в данной общине могли женщины достигшие 20-ти летнего возраста и не старше 40 лет. Также выход из общины для испытуемой был не как не ограничен, а само испытание составляло срок 6 месяцев. К тому же женщины служащие там имели право на получение пособия в 180 рублей, если проработали 20 лет и больше не могли продолжать свою службу из-за старости или болезни. Еще одним важным пунктом является то, что только служащие при общине врачи и секретари могли получать постоянное жалованье, из чего напрашивается вывод, что сестры милосердия трудились на благо отечества, не получая за это вознаграждения.
Благодаря женщинам, которые там помогали, люди узнали реальное количество раненых и мест в госпиталях.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Крымская война повлияла на положение женщин, касающиеся военной службы. Введение устава «крестовоздвиженской общины сестер милосердия» положило начало большему участию их в военных действиях и оказанию поддержки не только военнослужащим, но и всему Отечеству.