Статья:

ПУБЛИЧНО-ЗНАЧИМЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дурденкова Л.Ю. ПУБЛИЧНО-ЗНАЧИМЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(303). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(303).pdf (дата обращения: 06.07.2025)
Подводятся итоги голосования
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПУБЛИЧНО-ЗНАЧИМЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дурденкова Любовь Юрьевна
курсант, заместитель командира 512 взвода, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, РФ, г. Москва

 

Система национальной безопасности Российской Федерации – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единую концепцию обеспечения безопасности государства, то есть состояния внутренней и внешней защищенности. Для более четкого анализа системы национальной безопасности, следует определить понятия «вызов» и «угроза».  Данные понятия достаточно точно и логично определил в своей научной статье А.А. Кравчук. Так, угроза – это своего рода намерение и возможность лица, организации или государства причинить ущерб национальной безопасности другому государству. А вызов национальной безопасности заключается в единстве определенных факторов, прямо не несет в себе угрозы, но при создании условий имеет возможность перерасти в угрозу и, соответственно причинить ущерб государственной безопасности. Так, можно считать, что угрозы являются составной частью вызовов и, на основе их взаимосвязи, используются в науке, как правило, в паре.

Как отмечает А.В. Демидов: «безопасность является важнейшей целью и фундаментальной потребностью, как отдельного человека, так и различных сообществ людей»[2]. С данным тезисом сложно не согласиться, так, как только при состоянии защищенности может достойно существовать как отдельно взятый человек, так и государство в целом.

Говоря о самом понятии «национальная безопасность», следует отметить, что данный термин является достаточно молодым, и не так давно он было закреплено в официальных нормативно-правовых документах. Обратимся к Указу Президента №400 от 02.07.2021г.[3], который является основным документом в сфере обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации. В нем даны и на законодательном уровне закреплены понятия национальной безопасности, а также ее системы. Стоит отметить, что данный документ является наиважнейшим в сфере определения стратегии и планирования, так как именно в нем закрепляются вызовы и угрозы национальной безопасности, пути и средства противодействиям им.

Вопрос изучения современных угроз национальной безопасности имеет сложный подход. Для чего следует определить, что образует систему национальной безопасности Российской Федерации. Прежде всего, в систему входит:

  1. само государство, чья национальной безопасности обеспечивается, что заключается в его возможности посредством законодательной власти издавать нормативно-правовые акты в данной сфере, а также обеспечивать их выполнение и соблюдение, а также в обладании военной мощи и потенциала;
  2. нормативно-правовые акты, которые синтезируют в себе правовую базу, в которой устанавливаются цели, основные стратегии, приоритеты и средства;
  3. общество, чьи интересы и права защищаются в системе общегосударственных интересах

По мнению Н.А. Трусова: «в отечественной науке уже давно сложился подход о триедином объекте обеспечения национальной безопасности России (личности, общества и государства), который поддерживается законодательством»[4]. То есть, три данные «сферы» обеспечения безопасности составляют из себя совокупность системы национальной безопасности, где каждая из которых имеет индивидуальную внутреннюю структуру и деление.

Говоря о системе национальной безопасности, то стоит сказать о таком ее элементе как региональная безопасность, так как именно данный элемент на современном этапе все в большей степени получает свою актуальность, что имеет свое подтверждение в Федеральном законе №390[5], а именно то, что национальной безопасности включает в себя также и региональную безопасность. С.А. Загребнев по данному вопросу считает, что в связи с тем, что региональная безопасность является частью национальной, то следует взять курс на ее укрепление посредством осуществления стратегии непоколебимого общественного развития.

Так, была рассмотрена система национальной безопасности, в качестве неотъемлемой части изучения современных вызовов национальной безопасности. Данная система – вопрос достаточно сложный, так как по данной теме научные деятели проводят новые концепции изучения и идеи, а также предлагают ранее неизученные методы классификации и систематизации. Однако, в параграфе была изучена одно из основных деление системы на наименьшие структуры. Определены также понятия угроз и вызовов национальной безопасности, а также изучены основные нормативно-правовые документы по данному вопросу.

 

Список литературы:
1. Демидов, А. В. Сущность понятия "национальная безопасность", механизм его реализации (теоретико¬правовой аспект) / А. В. Демидов // Экономические стратегии. – 2013. – Т. 15. – № 6(114). – С. 134-144. – EDN PRKQUC.
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" СПС Консультант URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b/.
3. Трусов Николай Александрович Система национальной безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 35 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 28.03.2025).
4. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) СПС Консультант URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/.