Борьба с допингом в рамках международного права
Секция: Юриспруденция
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Борьба с допингом в рамках международного права
В последнее время участились случаи обвинения спортсменов в употреблении допинга. На протяжении нескольких месяцев в новостях появлялась информация о положительных пробах российских спортсменов и следующими за ними последствиями в виде лишения медалей, призов, дисквалификации спортсменов. В итоге Исполнительный комитет Международного олимпийского комитета принял решение отстранить сборную России от участия в зимних Олимпийских играх 2018 года [10].
Борьба с допингом на законодательном уровне началась в 1989 году в связи с принятием Конвенции против применения допинга, подписанной в Страсбурге. В настоящее время, согласно Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой 19 октября 2005 года [8], под допингом в спорте понимается случай нарушения антидопингового правила. К таким нарушениям относятся: наличие запрещенной субстанции в пробе, которую взяли из организма спортсмена, попытка использования или использование запрещенной субстанции, метода, отказ явиться на взятие пробы или неявка на взятие пробы без уважительных причин или иное уклонение от взятия пробы после получения уведомления, попытка фальсификации или фальсификация на какой-либо стадии допинг-контроля, обладание, распространение любой запрещенной субстанции или запрещенного метода, попытка введения или введение спортсмену запрещенной субстанции, применение запрещенного метода, а так же любая помощь, связанная с нарушением или попыткой нарушения антидопингового правила. Помимо конвенции, к основам международной нормативно-правовой базы в сфере антидопингового регулирования относятся Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета, который содержит перечень и классификацию запрещенных веществ и методов, а так же Всемирный антидопинговый кодекс [2], принятый в 2003 году и введенный в действие в 2004 году.
Всемирный антидопинговый кодекс состоит из 4 частей, мы рассмотрим только первую, которая регламентирует процесс допинг контроля и закрепляет санкции за нарушение антидопингового законодательства. Так, согласно статье 9 и пункту 10.1 статьи 10, нарушение антидопинговых правил может повлечь аннулирование индивидуальных результатов как одного соревнования, так и всех результатов во время спортивного мероприятия, в ходе которого данное нарушение было выявлено. Согласно пункту 10.8, после взятия положительной допинг пробы, результаты спортсмена аннулируются на всех последующих соревнованиях. Данным санкциям подверглись российские лыжники Александр Легков и Евгений Белов, которые были признаны полностью виновными в нарушении антидопинговых правил в ходе проведения Зимней Олимпиады в Сочи [9]. Пункты 10.2 — 10.5 статьи 10 регламентируют такую меру наказания как дисквалификация, они перечисляют нарушения, за которые применяется эта санкция и ее сроки. Этому наказанию была подвергнута российская теннисистка Мария Шарапова, которую дисквалифицировала Международная федерация тенниса на два года за употребление допинга [7]. Пункты 10.5 и 10.6 закрепляют возможность отмены, сокращения или прекращения срока дисквалификации, если будет доказано отсутствие вины. Действие этих пунктов так же можно пронаблюдать на печальном опыте Марии Шараповой, дисквалификация которой позже была сокращена до 15 месяцев [3]. Пункт 10.7 регламентирует санкции за многочисленные нарушения антидопинговых правил вплоть до десятилетней дисквалификации. Пункты 10.9 и 10.10 закрепляют экономические последствия за нарушение антидопинговых правил: изъятие призовых денег, финансовые санкции а также возмещение расходов расследования. Этой санкции подвергся Олимпийский комитет России, который, согласно решению МОК обязан возместить расходы МОК на проведение расследований в отношении российских спортсменов и внести вклад в создание Independent Testing Authority (ITA) на общую сумму 15 миллионов долларов США, тем самым укрепляя потенциал и целостность всемирной антидопинговой системы [4].
Пункт 11.2 статьи 11 части 1 Всемирного антидопингового кодекса закрепляет, что если более двух членов команды в командных видах спорта нарушили антидопинговые правила во время спортивного мероприятия, то организатор спортивного мероприятия должен наложить соответствующую санкцию на команду: снятие очков, дисквалификация с соревнований или дисквалификация со спортивного мероприятия. Такие меры должны сдерживать спортсмена от нарушения правил, особенно в командных видах спорта (например, водное поло, керлинг, бобслей).
Считаем важным отметить, что главная роль в борьбе с допингом отведена Всемирному антидопинговому агентству (далее ВАДА), которое было учреждено 10 ноября 1999 г. по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством МОК в соответствии со швейцарским законодательством. Всемирное антидопинговое агентство координирует борьбу с допингом на международном уровне через информационные и образовательные программы, предназначенные для спортсменов всех возрастов в разных странах мира, а также через проведение научных исследований, подготовки и распространения материалов по борьбе с допингом. Помимо этого, ВАДА проводит внесоревновательные тестирования в дополнение к существующим программам тестирования, осуществляемым международными спортивными федерациями и национальными антидопинговыми организациями (в Российской Федерации этим занимается РУСАДА, образованное в октябре 2002 г.). Несмотря на то, что ВАДА – это организация, деятельность которой направлена только на борьбу с допингом и очищение спорта от этого явления, все же к деятельности этого агентства периодически возникают вопросы. Так, доклад Макларена об употреблении допинга российскими спортсменами внес некий диссонанс между полномочиями МОК и ВАДА. На исполкоме МОК, состоявшемся перед стартом олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, встал вопрос не только об отстранении российских спортсменов от участия в играх, но и в превышении полномочий ВАДА.
Это случилось из-за того, что последнее оказывало большое давление на МОК, что привело к решению в качестве рекомендации о том, что следует передать функции тестирования другой структуре, которая должна быть создана в рамках ВАДА, а функции назначения наказания должны быть отданы Спортивному арбитражному суду.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на то, что международное право подробно регламентирует санкции за нарушение антидопинговых правил, а так же сам процесс контроля за спортсменами, в первую очередь чтобы обеспечить чистоту и равенство на соревнованиях, нередки случаи нарушения данных правил.
К сожалению, спортсмены иногда прибегают к хитростям, которые впоследствии способны аннулировать их достижения. В процедуре проверки спортсменов на применение допинга задействованы как международные организации (ВАДА), так и внутригосударственные структуры каждого государства-участника Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте.
Однако Всемирному антидопинговому агентству следует принять тот факт, что оно не вправе подменять функции и полномочия других органов в борьбе за чистоту спорта, а также соблюдать в своей деятельности принцип справедливости и целесообразности при расследовании всех случаев допинга. Считаем важным признать, что вышеперечисленных мер недостаточно. На наш взгляд, особое внимание следует уделить профилактическим и разъяснительным мероприятиям, которые необходимо проводить уже с подрастающими спортсменами в школах олимпийского резерва всего мира. Широкие образовательные и воспитательные программы, направленные на уважение к личности спортсмена, к его правам, этическим принципам, моральным ценностям помогут сформировать у будущих спортсменов правильное мировоззрение, недопустимость применения допинга и веру в честные и чистые соревнования, которые, безусловно, понравятся всем зрителям без исключения.